Заполнить с учетом содержимого. Куратор Искусствоведов о минских разрисованных шкафах
Авторская колонка | КУРЬЕЗНАЯ КРИТИКА | 12.10.2021
Заполнить с учетом содержимого. Куратор Искусствоведов о минских разрисованных шкафах
Авторская колонка | КУРЬЕЗНАЯ КРИТИКА | 12.10.2021
По всему Минску на металлических шкафах стали появляться разные рисунки и композиции. По словам УП «Мингорсвет», объекты управления и электропитания наружного освещения разрисовывают «для улучшения эстетического облика столицы, ее улиц, площадей, парков, скверов и т.д.». Всего по городу таких около 120. Для Chrysalis Mag Куратор Искуствоведов, исследователь визуальной культуры современной Беларуси, теоретизирует обновленный способ оформления новых «арт-объектов» столицы.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Если можно говорить о какой-то традиции в способах оформления электрошкафов (с их помощью происходит управление и питание наружного освещения), то для беларусских городов долгое время она определялась тягой к природным мотивам. От малых щитков до внушительных зданий — полотном становились объекты разных форм и размеров. Зеленое поле соединялось с небом светло-голубым и безусловно чистым. Детали опускались, предпочтение отдавалось большим плоскостям с упорядоченным ритмом пятен. Сочетание этих элементов, встроенных в городской ландшафт, заставляло задуматься о вечном и вернуться на секунду куда-то внутрь себя, отдохнуть от суеты и отвлечься.
Такого рода традиция подвергалась критике со стороны горожан, обеспокоенных отчужденностью мотивов от городской среды. Быть может, выбранные сюжеты не попадали в ритм города, не резонировали с динамикой урбанистического духа времени. Остается только догадываться…
Если можно говорить о какой-то традиции в способах оформления электрошкафов (с их помощью происходит управление и питание наружного освещения), то для беларусских городов долгое время она определялась тягой к природным мотивам. От малых щитков до внушительных зданий — полотном становились объекты разных форм и размеров. Зеленое поле соединялось с небом светло-голубым и безусловно чистым. Детали опускались, предпочтение отдавалось большим плоскостям с упорядоченным ритмом пятен. Сочетание этих элементов, встроенных в городской ландшафт, заставляло задуматься о вечном и вернуться на секунду куда-то внутрь себя, отдохнуть от суеты и отвлечься. Такого рода традиция подвергалась критике со стороны горожан, обеспокоенных отчужденностью мотивов от городской среды. Быть может, выбранные сюжеты не попадали в ритм города, не резонировали с динамикой урбанистического духа времени. Остается только догадываться…
С недавнего времени (с начала 2021 года, если быть точнее) можно заметить, что тенденция «натуральности» стала смещаться, трансформироваться. Бескрайние поля с выдержанным ритмом холмов и стогов сена обрастают строениями, небо сжимается под напором высотных зданий, и все это выстраивается в своего рода импрессионистическом едином движении. Если для старого способа оформления можно было говорить о тотальности визуальных практик, то обновленный (не будем называть его с легкой руки новым) характеризуется вариативностью и индивидуальным взглядом на каждый объект через его размер, форму, расположение.
Традиционный подход словно стыдился быть своим среди урбанистических убранств нашего города. Его тяготение к простоте и визуальной тишине разряжало насыщенное символами и знаками пространство. Сочетание простых цветов и таких же незамысловатых форм должно было настраивать на размеренный темп жизни, мол «никуда не спеши, подумай о вечном», — содержательной основой становилось тяготение к постоянно длящемуся, неизменному в своей стоической прекрасности. Обновленный способ оформления объектов в городской среде перестал открыто пользоваться столь упрощенной системой интерпретации и выступает своеобразным мостиком к чему-то новому, иногда утопичному, но все так же родному и близкому. Мы видим все то же чистое небо, впрочем, слегка подернутое кучевыми облаками (совсем не дождевыми), пустоту городских пространств, иногда зелень. Впрочем, говоря об опустошенности городских пространств, также хочется думать о трансцендентном, словно улицы запечатлены с длинной выдержкой: все детали нивелируются, люди срастаются с улицами и становятся линиями, очерчивающими проспекты и площади.
Удачной находкой стало построение перспектив и создание глубины в изображениях. Эти улицы куда-то ведут, смыкаются в отдельной точке и скрывают за поворотом что-то, возможно, то, что несет на себе печать будущего. О будущем в формальных особенностях исполнения говорит использование современных, трудоемких из-за принципа индивидуализации методов и средств — трафаретов, аэрозольных красок и перманентных маркеров. Это позволяет добиться многослойности, сложности и по-особому завораживает — вы только посмотрите на фонтан с изображения справа выше! Особый восторг вызывает сайт-специфичный характер выбора тем и сюжетов. Иногда он проявляется в желании уподобится среде, подойти по цвету к зданию или соседствующему объекту, иногда он раскрывается в концептуальной игре масштабов и форм. В качестве наглядного примера можно привести красное здание около площади Якуба Колоса, где по соседству со строением находится шкаф с изображением этого же здания. В такой игре концептуалистского толка раскрывается идея фрактальности, а само изображение становится метафорическим порталом в мир по ту сторону. Остается лишь строить догадки, случайно ли такой интересный ход был реализован возле Национального центра современных искусств…
С учетом того, что такого рода строения носят утилитарный характер и в хаотическом порядке разбросаны по городам, то сложно вообразить, сколь яркая палитра визуальных находок ждет нас в будущем, в какой мир и где откроются новые чудесные порталы, когда вновь нам выдастся возможность попутешествовать взглядом!
С особым восхищением, К.И.!
Куратор Искусствоведов — исследователь визуальной культуры современной Беларуси. Особый интерес проявляет к природным мотивам, живописи, считает, что беларусское искусство самое передовое. Защитил диссертацию по переходным состояниям в пейзажной живописи современной Беларуси.
Образование:
Беларусский государственный университет культуры и искусств — культуролог-менеджер;
ИПНК НАН Беларуси — магистр искусствоведения.
Контакты:
Instagram
Приглашенный редакцией автор, фотографии: Куратор Искуствоведов
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Похожие материалы