«Так можно и Лувру предъявить». Александр Зименко об «Арт-Минске», продажах искусства и оттоке художников из Беларуси
Мнение | БЕЛАРУСЬ | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | ВЫСТАВКА | 3.09.2021
«Так можно и Лувру предъявить». Александр Зименко об «Арт-Минске», продажах искусства и оттоке художников из Беларуси
Мнение | БЕЛАРУСЬ | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | ВЫСТАВКА | 3.09.2021
Сегодня, 3 сентября, во Дворце искусства на Козлова, 3 стартует международный фестиваль искусства «Арт-Минск». Наш приглашенный автор Лиза Маслёнченко поговорила с Александром Зименко, кандидатом искусствоведения и директором НКИ, об одном из крупнейших событий беларусского искусства. В тексте о внутренней кухне фестиваля ответы на самые частые вопросы организаторам и уникальные фотографии с монтажа экспозиции.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
– В этом году после «Арт-Минска» сразу открывается «Осенний Салон», хотя традиционно эти фестивали искусства проходили в разное время года. По какой причине вы решили провести «Арт-Минск» и «Салон» один за другим? Готовит ли команда в таком случае проект на весну?
– Выбор был обусловлен невозможностью разнесения мероприятий из-за возможностей центральной площадки фестиваля — Дворца искусства. Мы надеемся, что в следующем году «Арт-Минск» будет весной, а «Осенний Салон» — осенью. Загадывать, конечно, неблагодарная вещь, но хотелось бы вернуться к этому формату.
– В публикациях «Арт-Минска» указано: «По результатам голосования национального отборочного жюри». Кто стоит за отбором работ и по каким причинам вы не рассказываете об экспертах, принимающих эти решения?
– Основной постулат, почему список отборочного жюри остается анонимным — дать этим людям возможность принимать работы на фестиваль без давления. Как только публикуется список жюри, к ним сразу возникают вопросы от художников подавших заявки. На экспертов могут попытаться повлиять, поэтому не все готовы публично высказывать свое мнение.
Напомню, «Арт-Минск» — не государственное или общественное мероприятие, мы самостоятельно проводим фестиваль и оставляем за собой право принимать такие решения.
– Вы не говорите также о количестве людей, принимающих решения.
– Это семь человек.
– Вы входите в состав жюри. Заметны ли изменения по количеству или качеству заявок в этом году? Также, заметен ли, на ваш взгляд, отток художников из Беларуси?
– К счастью, в этом году уехавшие из Беларуси художники просили друзей, родственников и знакомых передавать на фестиваль работы, оставленные в стране, поэтому общее количество заявок остаётся на том же уровне. Уверен, в следующем году сделать это будет гораздо сложнее ввиду того, что работы будут создаваться авторами за рубежом.
Как обычно, традицией в заявках стало наличие большого количества студенческих работ в плохом смысле слова. Я имею в виду постановочные натюрморты, которые, при всем желании, не могут позволить автору проявить себя. Естественно, шансы попадания таких работ в экспозицию «Арт-Минска» крайне малы. Пытаться выставить работу, выполненную в рамках учебного процесса, практически невозможно. Нехорошая тенденция: резко сократилось количество участвующих фотографов. Но самая больная тема — декоративно-прикладное искусство, в этом году достаточно сложно было найти интересный проект.
– Были ли работы, которые все участники отборочного жюри принимали единогласно?
– Безусловно, были. Отбор идет в индивидуальном порядке, мы работали дистанционно. Жюри ставят в таблице напротив работы оценки от 0 до 3 баллов, потом баллы суммируются. Отмечу, что работы, которые набрали самые высокие оценки, были не только известных авторов.
– Искусствоведы, художники, кураторы и многие, кто причастен к искусству, негодуют, что в Беларуси нет современного искусства. Что вы думаете по этому поводу?
– Встречный вопрос — а кто должен создавать современное искусство в Беларуси, если те «художники, искусствоведы, кураторы и причастные» лишь «негодуют»? Они ожидают, что кто-то извне создаст в Беларуси современное искусство? Я убеждён, что можно долго дискутировать на эту тему, но категорически отвечать, что у нас нет современного искусства — очень субъективно. Формулировка о том, что «современного искусства нет» говорит о том, что занятые культурой в Беларуси борются с экзистенциальными вопросами, ибо они не уверены в собственном существовании. А если говорить серьезно, я против такой категоричности в суждении. Процесс развития культуры идёт постоянно и отрицать его бессмысленно. Другое дело, что скорость его развития может кого-то не устраивать. Этим коллегам я бы порекомендовал вносить свой вклад в ускорение процесса. Организовывать выставки, писать тексты, помогать художникам, тогда, может быть, их точка зрения и поменяется.
– Интересующиеся искусством люди сетуют, что в списках беларусских фестивалей искусства из года в год одни и те же фамилии. Почему, по вашему мнению, так происходит?
– Потому что речь идет о фестивале беларусских художников, в первую очередь. Я не вижу в этом серьезной проблемы, наверное, так можно и Лувру предъявить: у вас одни и те же авторы в экспозиции. Творческие личности — штучный продукт, нельзя ожидать, что каждый год будет появляться 10-12 новых имён. Наличие диплома о среднем специальном или высшем образовании не является гарантией того, что это интересный автор. В отличие от бухгалтерии, где можно сравнивать, ставить KPI и строить диаграммы, изобразительное искусство и культура сложно поддаются таким измерениям.
В «Арт-Минске» мы безусловно хотели бы приглашать зарубежных авторов. Однако, последние два года у нас нет физической возможности принимать коллег из-за границы. В дальнейшем, если будет получаться, я бы хотел видеть «Арт-Минск» более разнообразным за счёт приглашённых участников из других стран.
– Расскажите, что ждет зрителей в этом году на «Арт-Минске»?
– Радует, что сохраняется подход, когда в фестивале задействованы несколько площадок, хоть это и непростая ситуация: многие культурные институции закрываются. Будет новый партнер — площадка «Арт-Фабрика». Для этой локации участие в «Арт-Минске» будет первым крупным событием.
В рамках постоянной экспозиции галереи «Арт-Беларусь» мы в одном пространстве представим диалог между художниками Парижской школы и современными авторами.
В этом году на главной площадке фестиваля экспозиция сформирована основываясь на направлениях в изобразительном искусстве: отдельно графика, живопись и фотография. Сделано это чтобы фестиваль не выглядел яркой смесью и давал возможность смотреть на работы вдумчиво. Но самое главное — это художники: ведь все проводится для того, чтобы зрители увидели авторов. Я уверен, что они произведут впечатление.
– Будут ли проводиться экскурсии во Дворце искусства?
– Программа будет, вчера обсуждали это с Никитой (искусствовед Никита Монич, прим ред.) Есть административный вопрос: экскурсии по площадке могут водить только сертифицированные экскурсоводы. Мы работаем над решением этой проблемы, возможно, удастся запустить формат не экскурсий, а «встреч». Тут могу порекомендовать следить за нашими социальными сетями.
– В прошлом году на «Осеннем Салоне» был замечен плагиат. Какие уроки извлечены, что было принято в этом году, чтобы избежать подобной ситуации?
– Я могу поблагодарить зорких посетителей «Осеннего Салона», которые это заметили. Если заметите что-то еще — обязательно пишите нам.
Прежде всего, мы стараемся разбираться в сути предъявляемых претензий и объявлений, но при возникновении вопросов будем оперативно отвечать. Это хороший повод подискутировать и поговорить.
– О продажах: продаются ли на «Арт-Минске» работы?
– Да, почти все работы можно будет приобрести на artcenter.by.
– Есть ли ожидания по продажам?
– Это почти как спрогнозировать, какой курс доллара будет 6 сентября. Продажи работ связаны с экономической ситуацией в стране и я не удивлюсь, если показатели будут ниже, чем в прошлом году. Ставить KPI и цели сложно: уезжают не только авторы, но и активные покупатели. Мы рассчитываем на то, что будет снижение количества проданных работ, в этом я не сомневаюсь.
– А посетителей?
– Сложно сказать, потому что в прошлом году, несмотря на ковидные ограничения, у нас было много зрителей. Надеемся, что зрителям будет интересно и в этом году.
Время работы фестиваля «Арт-Минск-2021»: 3-26 сентября 2021
Открытие главной экспозиции: 3 сентября в 18:00 во Дворце искусства по адресу Козлова, 3 / бесплатно
Помимо центральной площадки на Козлова 3, «Арт-Минск» пройдет в Национальной библиотеке Беларуси, пространстве «Арт-Фабрика», галерее «Мастацтва», галерее DK и других выставочных площадках города — на фестивале будут представлены более 800 произведений в традиционных и современных жанрах искусства от около 240 художников, скульпторов, фотографов и представителей других направлений со всей Беларуси.
Билеты:
8 BYN — полный, 4 BYN — льготный
Приглашенный редакцией автор: Лиза Маслёнченко
Фотографии: Максим Шумилин
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Похожие материалы