Время действовать: акционизм, перформанс, активизм. Часть 1

Знание  |  СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО  | АКЦИОНИЗМ  |  ПЕРФОРМАНС  |  АКТИВИЗМ  |  2.09.2021

Время действовать: акционизм, перформанс, активизм. Часть 1

Знание  |  СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО  | АКЦИОНИЗМ  |  ПЕРФОРМАНС  |  АКТИВИЗМ  |  2.09.2021

Как протест и сопротивление становятся искусством? В коллаборации с художником-акционистом Алексеем Кузьмичом мы запускаем цикл материалов об акционизме, перформансе и активизме, чтобы вместе разобраться в понятиях, которые стали такими распространенными после событий 2020 года. В статьях разберемся, какие существуют различия между определениями, в которых часто путаются даже профессионалы, все ли является искусством и каждый ли выходящий с БЧБ зонтом — художник.

В первой части говорим о понятиях и отличиях акционизма, перформанса и активизма и вспоминаем наиболее интересные примеры из их истории Беларуси прошлого, еще до выборов 2020, после которых эти практики плотно вошли в широкий обиход протеста.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Содержание

Вступление

Начиная с августа 2020 на улицах Минска редко какой марш или гражданская акция проходили без использования элементов искусства. Визуальное искусство оказалось на острие современности. Не только в художественной среде, но и в широком гражданском поле стали популярными такие слова как «акция», «перформанс», «активизм», которые проскакивали в медиа-контенте после каждой демонстрации.

Действие — то, что объединяет все эти термины. Благодаря силе действия и появилось то обилие визуального материала, предвкушавшего скорую победу революции. Как для создания искусства, так и для выражения своей гражданской позиции, действие становится важнейшим и единственным методом, когда институциональные возможности не работают.  

Выборы президента Беларуси 2020 дали мощный толчок появлению различных практик сопротивления посредством искусства и активизма, в которых принимали участие отнюдь не только художники. Обычные протестующие, оказавшиеся на передовой борьбы нового общества с диктатурой, во многом утерли нос снобистским амбициям профессиональных художников. Зачастую они переигрывали обремененных неповоротливостью академических догм и обязанностей делать хорошее искусство художников, когда действовать нужно было сиюминутно и прямо сейчас. Эгалитарное искусство (сделанное не художниками, а традиционными протестующими) зачастую оказывалось более ярким, своевременным и точнее било в цель. 

Этот цикл статей будет посвящен тому, как протест и сопротивление становятся искусством. Мы разберемся какие существуют различия между понятиями, в которых часто путаются даже профессионалы, все ли является искусством и каждый ли выходящий с БЧБ зонтом — художник. Сразу оговорим, что некоторые различия могут быть достаточно условны, границы между ними размыты, подвижны и перестраиваются до сих пор. Могут быть и наоборот достаточно жестко очерчены. Единое мнение тут вряд ли возможно. Поэтому в этом цикле статей, с позиции практикующего акционизм художника, представляю свой личный взгляд на ситуацию вокруг искусства, связанного с действием, и сделаю упор на то, чем акционизм отличается от родственных ему видов искусства и неискусства. 

В первой статье из этого цикла мы вспомним о наиболее интересных примерах из истории перформанса, акционизма и активизма Беларуси прошлого, еще до выборов 2020, после которых эти практики плотно вошли в широкий обиход протеста.

 

Перформанс

Начнем с него, как с бабушки всех остальных подобных видов арта. Ему можно дать такое понятие — форма современного искусства, состоящая из действия художника либо группы в назначенное время (обычно в галерее современного искусства, либо на фестивале) куда приглашается подготовленная публика, знакомая с contemporary art. Обычно художник использует здесь свое тело, либо тела ассистентов, производя действие, которое и является произведением искусства. Перформанс может так же не показываться на публике, а быть запечатлен посредством фото/видео документации, скажем, у себя дома, в студии или на природе. Как направление обозначился в 60-е годы прошлого столетия, но зачатки исходят из театра, футуристов и дадаистов. Некоторые исследователи находят перформативную составляющую в эпатажных выходках Казимира Малевича и Владимира Маяковского (хотя это все же больше относится к акционизму, но об отличиях — в следующей статье). 

Из значимых перформансов прошлого приведу в пример несколько произведений плотно вошедших в историю современного беларусского искусства.

1. Людмила Русова — «После» / 1997

Пионерка перформанса с трагической судьбой и неизлечимой болезнью, чье имя связано с популяризацией этого искусства в Беларуси. Ее самая известная работа «После», где в эпохальной галерее «Шестая линия» она, после долгого предварительного обряда, начинает рубить мачете волосы ассистентки, прямо возле ее головы. Ассистентка была директрисой галереи, а сама легендарная галерея должна была вскоре закрыться, лишив культурных деятелей альтернативного арт-пространства. Галерея закрылась, культурное пространство буквально захлопнулось, перспективные художники поуезжали из страны. Вторая половина 90-х — непростое время для искусства Беларуси. 

Через несколько лет, на фестивале «Новинки», Русова продолжает этот перформанс где сжигает волосы, отсеченные в «Шестой линии», чем добивается последовательности и завершенности своего предыдущего жеста. Превращая воспоминания в пепел, художница доводит уничтожение прошлого до конца.

2. Группа «Беларусский климат» — фотографический перформанс «Покорение беларусских пустынь» / 1988

Фото: KALEKTAR

Фото-перформанс, который был отснят на песчаных карьерах под Заславлем. На фото полуобнаженные участники группы ребячески играют в войнушку, излучая свободу и эйфорию своего времени. Они обращаются к табуированному тогда обнажению (все-таки еще были времена СССР) и эстетике бунта. 

Группа создана в 1987 года. В то время в культуре Беларуси начался старт существенных перемен в культуре: появился авангард, перформанс, эксперименты в фотографии.

3. Максим Тыминько, Глеб Шутов, Майя Илич — оперный видео-перформанс Beguiling Orpheus / 2006

Beguiling Orpheus — это 60-минутная моноопера, в которой певица, исполняет партию Орфея и взаимодействует с видеоперсонажами. Главная идея заключена в осмыслении взаимоотношений между медиахудожником и его произведением.

Это не классический привычный перформанс. Скорее, сложная мультимедийная инсталляция с мэппингом и кучей технологических изысков, в которой также принимает участие живая оперная певица. Для показа этого произведения требуются немалые ресурсы и сложная механика воспроизводства. Для монтажа и рендеринга, в период создания, понадобилось 20 компьютеров.

В истории беларусского медиаискусства проекта, подобного этому, как по форме, так и по масштабам больше не появлялось.

4. Константин Мужев — «Выход 0» / 1999

perf-2 (1)

В этом перформансе художник стоит голый в тазике посреди галереи, бреет налысо голову, после чего вскрывает себе вены. Своим действием, инсценируя собственную смерть и перерождение, Константин ставит вопрос об измерении модусов существования человека в мире — кто таков и куда он движется? Для дальнейшего развития необходимо найти «точку ноль» — ответ Мужева на этот вопрос.

5. Змитер Вишнёв, Митрич — «На волнах стекла» / 1999

perf-3 (1) (1)

Бум-Бам-Лит — литературное авангардное объединение, которое делало и различные эпатирующие публику перформансы. Один из таких прошел на выставке в Национальной библиотеке. Где в тазике (вместо того чтобы резать вены, как упомянутый выше художник Мужев) Змитер Вишнев решил искупаться в подводной маске и ластах.  

«Плеск моих ласт выразил реалии нашей жизни, которые мы видим ежеминутно через фотоаппараты, телевидение, очки, окна автомобилей…» — написал потом Вишнев, о перформансе, темой которого был пацифизм.

Произошел легкий скандал, художников хотели обвинить в призывах к войне в Югославии, но ничего такого не произошло и все разошлись с миром.

Приглашенный редакцией автор: Алексей Кузьмич

Photo1-500 (1)

Алексей Кузьмич — беларусский художник-акционист, известен своими акциями против репрессий и цензуры. Покинул страну в сентябре 2020 года из-за опасений преследований, после того как во время президентских выборов художник устроил акцию «Верую, или Филистерский мир политических животных» на избирательном участке. Кузьмич вышел из кабинки для голосования в одной набедренной повязке, прикрепив к груди бюллетень с нарисованным на нем фаллическим символом, завязав при этом глаза и имитируя распятие. Эту же акцию он повторил вечером того же дня перед цепью ОМОНа, атакующей участников акции протеста после президентских выборов.

В 2019 году перед открытием выставки в Минске Алексей провел акцию «Щит, или Министерство фаллокультуры»: принял таблетку виагры, разделся и нацепил на эрегированный половой орган копию вывески Министерства культуры Беларуси, демонстрируя несогласие с эстетической и политической цензурой.

Контакты:
Instagram
Youtube

 

При подготовке материала были использованы визуалы платформы современного беларусского искусства — KALEKTAR, журналов mart.by и partisanmag.by, сайта vytoki.net, Андрея Дурейко, а также фотографии из личных архивов автора.

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.

 

Акция

Сейчас этим словом называют каждый выход протестующих на улицу. Но акция — это также и нематериальное произведение современного художника, которое выражено действием, в широком смысле понимания. 

Между акцией, проведенной традиционным протестующим и современным художником есть существенная разница. В случаем, когда акцию делает художник, это является формой современного арта, и работает в диалоге с историей искусств, философией, эстетикой, антропологией, технологиями и чем угодно далее по списку. 

Акция — эта динамичная форма искусства, характеризующаяся вторжением художника на публичную территорию, в стремлении стереть грань между искусством и действительностью. Произведением становится само действие, в которое без своего согласия втягиваются различные структуры и случайные неподготовленные зрители, становясь частью произведения художника. Акция не подразумевает никаких бюрократических согласований с организациями, имеющими власть в месте ее проведения. Художник внедряется без разрешения, куда его не приглашали, нарушая регламент этого места, чем провоцирует структуры реагировать, а зрителя думать. 

Принято считать, что акционизм, также, как и перформанс, возник в 1960-е годы в Западной Европе. Но зачатки его лежат глубоко в истории. И Диогена, и Нерона, и Василия Блаженного, и даже Иисуса Христа можно при желании рассмотреть как протоакционистов.

1. Геннадий Хацкевич — «Авиа-терроризм» / 1987

action-1 (1) (1)

Фото: «Комсомольская правда». Геннадий Хацкевич на фоне своих картин

13 сентября 1987 года художник потребовал от пилотов рейса Минск — Ростов-на-Дону поменять направление на Париж. В ином случае обещал взорвать самолет динамитом. Роль взрывчатки у него выполнял муляж — хозяйственное мыло с торчащими из него проводами.

Пилоты со стюардессами Хацкевича скрутили, самолет, не меняя курса, приземлился в Ростове, где художника посадили сначала в местную тюрьму, а затем, признав психически нездоровым, отправили «лечиться» в минские «Новинки». Попасть в Париж у него получилось только в 1990-м и автостопом. 

Акционистский жест присутствовал в поступке этого художника еще до того, как сам термин вошел в обиход искусства в Беларуси. Нет достоверных сведений, интерпретировал ли сам Хацкевич это как акцию, и считал ли он этот поступок искусством. Но в список воздушных террористов СССР он вошел. 

2. Студенческие протесты в художественном училище им. Глебова / 1988 и 1992

Источник фото: Андрей Дурейко

В конце 80-х, как уже упоминалось выше, знать никто не знал, что такое акционизм, но баррикады на входе в МХУ им. Глебова на тот момент уже были. Строили их студенты в знак протеста против аппарата художественного образования, в котором не было место новому в искусстве (ничего с тех пор в нём не поменялось). 

Вдохновила молодых художников попавшая в то время им в руки литература о Йозефе Бойсе, прояснившая основные постулаты акционизма и социальной пластики. 

Первая акция 1988 года носила анонимный характер, во второй протесты были ярко выраженными, аргументированными и хорошо спланированными. 

Кроме того, студенты выступали в том числе и против пропаганды националистической повестки в производстве искусства. Темы курсовых и дипломных работ им тогда навязывались преподавательским составом, члены которого были откровенными националистами.

 

3. Алесь Пушкин — «Подарок президенту “За пятилетний плодотворный труд!”» / 1999

Всем хорошо известная акция своеобразного поздравления Лукашенко с истечением его первого президентского срока. В ней Пушкин подогнал тачку с навозом к парадному входу его, на тот момент, резиденции. Вывалив навоз из тачки на тротуар, он бросил на него предвыборный плакат Лукашенко и проткнул его изображение вилами прямо в области лица.

Интересно, что первоначально Алесь хотел сделать все более ярко в прямом смысле слова: взорвать бочку с бензином и устроить пожар. Но ограничился национальной праздничной одеждой с вышивкой и венком на голове.  

«Злостное хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом» формулировка суда, который приговорил беларусского националиста с русской фамилией Пушкин к двум годам условно. 

4. Группа «Липовый цвет» — «Письмо Дениса Лимонова Генпрокурору РБ» / 2011

6-1-denis_limonov

Фото: buro247.ua

Яркий пример политического искусства Беларуси. Деятельность группы совпала с всплеском гражданского активизма в 2010-2012 годах. В своих акциях они работали с темой скрытого страха в беларусском обществе, вскрывая его болезни и проблемы. 

После очередных выигранных Лукашенко выборов в 2011, последующего разгона гражданского протеста и начала финансового кризиса произошел теракт. Взрыв самодельной бомбы на станции метро «Октябрьская» унес жизни 15 человек и покалечил 203. Через пару дней президент объявляет о раскрытии теракта и задержании Коновалова и Ковалёва, которые позже приговариваются к расстрелу. 

Фронтмен группы Денис Лимонов, в ответ на это, отправил письмо Генпрокурору Республики Беларусь, в котором заявил о причастности арт-группы «Липовый цвет» к этому теракту, объявив, что эти преступления являются художественным произведением, и посвящены жертвам кровавой государственной машины.

В первую очередь художник хотел остановить скорое приведение наказания в силу, попытавшись затянуть процесс расследования теракта. Но официального ответа от прокуратуры не поступило, а обвиняемых вскоре казнили. Кроме того, после этой акции группа перестала существовать, а Денис Лимонов, опасаясь преследования КГБ бежал в Москву.

5. Алексей Кузьмич — «Щит, или Министерство фалокультуры» / 2019

Из своих трех акций до выборов 2020 приведу в пример эту. Здесь мною в государственном учреждении Национальный центр современных искусств (НЦСИ), была произведена подрывная интервенция. Цель — выявление скрываемых проблем и механизмов функционирования места, громко заявляющего себя как главное по демонстрации современного искусства в стране. 

Внедрился к ним я под видом участника выставки, после того, как они сами меня туда пригласили выставится. На мой вопрос о цензуре, почему-то, кураторы выдвинули единственное условие «Чтобы не было эрегированных фаллосов», т.к. выставку курирует Министерство культуры. Три месяца я подготавливал в НЦСИ выставочный проект, с помощью которого изнутри исследовал их функционирование. Как подытог своего исследования, на официальном открытии выставки, запланировал акцию. Когда меня позвали сказать слово к микрофону, я вышел к собравшимся посетителям и руководству центра полностью голым, с надетой (на предварительно эрегированный таблеткой виагры член) табличкой «Министерство культуры РБ».

О фарисействе этого учреждения тогда узнала вся страна, а я заплатил 0 руб 0 копеек за возможность покрутить на причинном месте Минкульт. Уголовное дело тогда завести тоже пытались, как и судить меня по административке. Были допросы в МВД и повестки в суд, но в итоге ни того, ни того не случилось. Правда с работы меня тогда все же уволили.

Активизм

Активизм — это индивидуальные или коллективные поступки, направленные на проявление гражданской позиции по тому или иному поводу. Термин официально появился в начале прошлого века, но его зачатки тоже возникали намного раньше. Например, борьба древних римлян за освобождение рабов.  

В случае гражданского протеста, акция выступает, как форма политического действия. Назовем его гражданский активизм. К примеру, когда группа людей выходит на шествие с флагами, плакатами и требованиями, чтобы заявить свою позицию, добиться принятия или отмены законов, преобразований и изменений в политических, социальных, экономических областях. До этого люди, участвующие в протесте, могли быть политически не активными, либо вообще аполитичными, но события в стране заставили их выйти на улицу и попробовать что-то поменять.

Профессиональные политические активисты, вовлеченно участвующие на постоянной основе во всевозможных ивентах, подходят к манифестациям более осознанно и основательно. На вооружении в таких акциях зачастую используются яркие фрагменты инструментария из искусства, чтобы добиться большего результата в своих политических заявлениях, сделать более красочную картинку для СМИ и привлечь таким образом большее внимание к проблеме. Обычно они активные члены какого-либо объединения, продвигающего свою повестку (феминизм, ЛГБТ, зеленые, антикапиталисты, борцы за права беженцев и пр.). Среди них могут быть и художники, активно использующие инструментарий искусства для достижения целей своей группы (арт-активизм). 

В целом, активизм нужен для того, чтобы противостоять монополии официальной власти на одностороннее управление государством с возможностью продвижения интересов узких элитарных групп. Хотя бывают и государственные активисты, которые работают точно в противоположном направлении. 

Активизм отличает конкретика в требованиях и целях. В большинстве своем активизм не является искусством, но иногда может им быть. От чего это зависит — разберем в следующих материалах.

1. «Дзяды» / c 1987

Традиционная ежегодная национальная акция-шествие под названием «Дзяды», проходящая в конце октября в честь расстрелянной интеллигенции в 1937. Прошли впервые в 1987 году. В отличии от Купалы и Каляд, «Дзяды» сразу же носили яркий протестный характер, с выраженной антисталинской и даже антисоветской окраской. 

По-настоящему выстрелили «Дзяды» летом 88-го, когда город оказался чуть ли не в военном положении, закрылись станции метро и приостановлено движение городского транспорта, стянута милиция и внутренние войска, спецтехника и водометы. В 1989 году тут был установлен семиметровый «Крыж Пакуты», уничтоженный впоследствии вандалами в 2007. 

Власти всегда пытались уменьшить историческую значимость Куропат и маргинализировать акцию. Не раз предпринималась попытка уничтожить Куропаты:  строительство прямо через место захоронения МКАД и, позже, офисного здания. В 2018 году в Куропатах открылся ресторан.

2. Протест журналистов против ареста Павла Шеремета / 1997

act-сh (1)

30 августа 1997 года 13 беларусских журналистов провели акцию против ареста своего коллеги Павла Шеремета. Одевшись в тюремные робы и взяв импровизированную тюремную решетку, они двинулись в сторону площади Бангалор, где проходил митинг. 

На фото можно узнать Николая Халезина, ныне известного театрального режиссера.

3. Славомир Адамович — «Зашитый рот» / 1997

Павленский был и не первым, и не единственным, кто зашивал себе рот. Начал американский художник Девид Войнарович в 1989 году, сделав это в знак протеста замалчивания США правды об эпидемии СПИДа. Продолжил поэт и националист Славомир Адамович, одним единственным стежком соединив ниткой с иголкой обе губы на том же митинге в 1997 году посвященному Шеремету. 

Протестовал он таким образом против свободы слова, подчеркнуто выражая политические мотивы своего действия и отказываясь считать это перформансом. 

Перед этим Адамович был арестован на 10 месяцев за стихотворение «Убей президента», став «первым политзаключенным в истории суверенной Беларуси». Ему инкриминировались призывы к свержению или изменению государственного строя, незаконное пересечение границы и ношение холодного оружия. Позже поэт эмигрировал в Норвегию, попросив там политическое убежище.

4. Вика Биран — «Сами вы подделка» / 2018

act-v (1)

ЛГБТ-активистка с плакатом «Сами вы подделка» вышла на одиночный пикет к зданиям МВД, КГБ и Дома Правительства. Эта акция была реакцией на заявление МВД о радужном флаге над посольством Великобритании в поддержку прав меньшинств. Министерство тогда назвало однополые отношения подделкой и сказало, что «они не пройдут».

Скандальное заявление МВД не осталось без реакции правозащитников. В сети был запущен сбор подписей под петицией в адрес генеральной прокуратуры с требованием проверить законность подобных высказываний, убрать материал с сайта министерства и воздержаться в будущем от подобных комментариев.

В итоге суд Вику все равно оштрафовал за проведение несанкционированного мероприятия, при том два раза по 15 базовых. 

5. Танцы с гробом во время репетиции парада победы / 2020

8 мая активисты «Молодежного блока» провели акцию, во время которой несли импровизированный гроб, косплея известное всем видео с чернокожими веселыми парнями.

Так они хотели предостеречь людей от участия в массовых мероприятиях, когда пандемия коронавируса набирала силу, а власти ее замалчивали и отрицали. 

Ну что ж, вот мы на примерах из истории, разобрались, что к чему относится. Увидели, что многие из этих практик имеют сильные отличия и объединять их — в корне не верно. В следующих материалах на примерах протестов, начавшихся после выборов президента 2020 года, мы с вами выясним, чем же акционизм отличается от перформанса и активизма. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Похожие материалы

Серыя самых важных падзей у гісторыі беларускага перформанса
Падборка, 1.04.2021 | СУЧАСНАЕ МАСТАЦТВА | ПЕРФОРМАНС | БЕЛАРУСЬ
«Имитация» — акция Алексея Кузьмича на территории Елисейского дворца
Фото | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | АКЦИЯ

 

 

КАНТАКТЫ

 

САЧЫЦЕ ЗА НАМI

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Выкарыстанне матэрыялаў або фрагментаў матэрыялаў
магчыма толькі з пісьмовага дазволу рэдакцыі. 


 

 

 

 

 

 

КОНТАКТЫ

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.