«Искусство меня всегда спасало». Художница Таша Кацуба — о войне и эмиграции, о боли и любви
Интервью | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | 28.01.2023
В интервью не будет ни одного вопроса. Этот текст — глубокая и личная история художницы, ее последовательный рассказ об искусстве, любви и боли, путь возвращения к себе через эмиграцию и опыт жизни во время войны. Таша начинает рассказ с протестов 2020 года, смерти друга и переезде к родителям в деревню, где работает, учится понимать свое тело и собирает силы. Следующая часть — жизнь во время войны, переезд в центральную часть Украины и расставание, завершающееся дорогой в Варшаву. Последний маршрут Таши в Гданьск связан с нахождением силы в искусстве и обретением желания жить и заканчивается в пространстве галереи Promocyjna вместе с перформансом «Воин Любви». Этим событием Таша ставит точку в разделе своей жизни.
Выставку «209 дней серости: смерть тела, бессмертие духа» белорусской художницы Таши Кацубы можно увидеть в Варшавской галерее «Promocyjna» до 28 января.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Перформанс
Идея создания перформанса мне пришла в Киеве, в последние дни перед отъездом в Польшу: иду домой, конец апреля, тепло, солнце светит. Все, как обычно, но иначе — везде блокпосты, мешки с землей, люди с оружием, солдат много. В голове крутилась мысль: как я устала от людей, от всего, что они творят. Ощущение, что я не хочу быть частью этого мира с его пандемией, войнами, экологической катастрофой.
Думала, приеду в Польшу, куплю себе красное платье, туфли на каблуке, покрашу волосы в красный. И помаду куплю, тоже красную. Потом я наткнулась на статью в VOGUE Ukraine о том, что женщины во время второй мировой войны красили губы красным, чтобы поднимать боевой дух. Мы должны любить друг друга.
Перформанс
Идея создания перформанса мне пришла в Киеве, в последние дни перед отъездом в Польшу: иду домой, конец апреля, тепло, солнце светит. Все, как обычно, но иначе — везде блокпосты, мешки с землей, люди с оружием, солдат много. В голове крутилась мысль: как я устала от людей, от всего, что они творят. Ощущение, что я не хочу быть частью этого мира с его пандемией, войнами, экологической катастрофой.
Думала, приеду в Польшу, куплю себе красное платье, туфли на каблуке, покрашу волосы в красный. И помаду куплю, тоже красную. Потом я наткнулась на статью в VOGUE Ukraine о том, что женщины во время второй мировой войны красили губы красным, чтобы поднимать боевой дух. То есть этот образ действительно боевой, женский. Мы должны любить друг друга. Если бы миром управляли женщины, возможно, не было бы войн.
Таша Кацуба — «Воін Кахання» / перформанс / Варшава / 18 января 2023.
Хронология переезда
В августе 2020 года я жила в Минске рядом с Немигой. Однажды на протестах впереди начались взрывы, толпа побежала назад, мои знакомые ребята внезапно остановились, я тоже. Мимо, совсем рядом, пробегали ОМОНовцы. Я смотрю силовикам в глаза, заглядываю в их лица, а они нас вообще не видят, мы будто стали невидимыми. В тот же день написала знакомая, что мой друг покончил с собой, нашли тело. Мы с ним очень плохо поговорили в нашу последнюю встречу, меня до сих пор мучает чувство вины, что не смогла ему помочь. Тогда я уже чувствовала себя без сил, уволилась с работы и решила уехать в деревню к родителям в январе 2021.
Восемь лет я прожила в Минске, было сложно возвращаться. Я решила сблизиться с родителями, с сестрой, узнать их как людей. В деревне прожила полгода. Это были лучшие полгода в моей жизни, я там очищалась и восстанавливала саму себя, много работала, мои лучшие живописные работы остались там. Поняла, что могу больше пользы приносить людям, будучи вне социума. Свой приезд я расценивала как творческую временную резиденцию, отдых и занятие чистым искусством. Родителям сразу объяснила, что приехала работать: буду шить, рисовать, у меня есть рабочее время, а есть выходные, для помощи им. Они отнеслись понимающе.
Таша Кацуба — «Повесть о человеке» / создание обложки, дизайн костюмов / Минск / 2020.
Каждый день я занималась своим телом, йогой, танцами, час посвящала на физические упражнения, ходила бегать в лес, вдоль реки. Благодаря спорту начала ощущать свое тело. Это прекрасное чувство — быть в своем теле, до этого я чувствовала, что оно инородное, отдельное от меня, которое постоянно болеет и ноет.
Уже летом друзья позвали работать в Киев. В Киев я не очень хотела, но чувствовала, что стала сильной, решила, что пора двигаться дальше. После того как посадили самолет, во мне что-то сломалось и я твердо решила, что пора уезжать из Беларуси. Родители не осознавали, что я уезжаю надолго, мне кажется даже сейчас они не хотят в это верить. Помню папа сказал: «начнется война, сразу уезжай». Он считал что украинцы с украинцами воюют с 2014 года. Сама я не интересовалась особо темой войны в Украине. До протестов я и в контекст Беларуси не была вовлечена. Если хорошее государство, люди этим не интересуются. Когда люди на всех слоях начинают интересоваться политикой, значит, что-то с государством не то.
Переехала в Киев с 500 долларами в кармане. Мне предложили работу сначала как художнице, потом работать барменом в Карме. Но набравшись сил, вкусив жизнь художника я решила рискнуть и продолжить заниматься только искусством.
Таша Кацуба — «Повесть о человеке» / создание обложки, дизайн костюмов / Минск / 2020.
Любовь
Я влюбилась. Это впервые в жизни были теплые и доверительные отношения, начинающиеся с дружбы, у меня никогда такого не было. Несмотря на влюбленность и теплые отношения с друзьями, можно проследить через живопись, как в Киеве я закапываю себя в яму: на картине «Труды» — мечи, которые пробивают руки, но эта боль позволяет мне делать значимые вещи. Плавно мои работы ушли в темно-серый, черный цвета. Я ощутила, что я очень скучаю по дому, мне хотелось вернуться в ощущение, которое я приобрела в деревне.
У меня начала складываться история: белый, серый, почти черный — как история о том, как я скучаю. О тоске по дому. Я тогда написала текст о работах, о выставке, думала сделать проект о том, как я себя ощущаю в другой стране… Через пару недель началась война.
Фотография Таши Кацуба на её персональной выставке «209 дней серости: смерть тела, бессмертие духа», которая проходит в варшавской галерее «Promocyjna» до 28 января 2023.
Война
Я проснулась в пять утра от взрывов и легла дальше спать. Но потом услышала свист разрезающей воздух ракеты, я испугалась, встала, собрала вещи и поехала к любимому.
На улице было темно-серое небо, я никогда не видела небо такого цвета. Стояла тишина: ни одной птицы, нет машин, ни одного шороха — глубокая плотная тишина. Это прозвучит странно наверное, но во всем ужасном можно найти красоту. Когда понимаешь, что в любой момент можешь умереть и после воздушной тревоги обычный чай становится самым лучшим чаем, как и все моменты затишья, дни наполнены совсем другими ощущениями и они как крайние точки от самого плохого до самого прекрасного и важного.
Мы с любимым уехали в маленький город в Украине, где живут его родные. Приходим на поезд, а на наших местах сидят люди. Оказывается, он взял билеты на завтра. Я сказала, «Нет, едем сегодня». Странное было ощущение — все мои друзья уезжают из Украины, а я остаюсь.
Таша Кацуба — «Тело, как ускользающий объект» / костюм, объекты из ткани / 2021.
Я стала жить в чужой семье: я начала заниматься арт-проектом, на который мне дали стипендию. Карточки заблокировали, работы не было, но был этот проект об ощущении дома. Было пару конфликтов с украинцами, я понимаю, все находились на стороже и защищали свой дом.
Помню, когда фотографировала на улице свои объекты из ткани, меня окружили люди. Говорили грубо: «кто ты», «видно, что не отсюда», «мы вызываем полицию». Я расплакалась, убежала от них домой. Думаю внутри себя я ощущала себя чужой здесь, но это не ощущалось так остро, потому что находилась под защитой любимого.
С родителями было странно: звонили мне раз в две недели через телефон сестры, задавали два вопроса — поела ли я, есть ли деньги. В какой-то момент я не выдержала и сказала маме: «мама, ты понимаешь, что я могу погибнуть в любой момент?» Она начала плакать, пыталась бросить трубку, я ответила, что не нужно закрываться, это хороший повод поговорить искренне, глубоко. За те полгода в деревне я хотела узнать их как людей, но не получалось. Мама тоже начала откровенничать, сказала: «мне всегда было интересно понять, какая ты, но ты ведь не доверяла, не говорила». Я действительно не говорила.
Таша Кацуба — «Тело, как ускользающий объект» / костюм, объекты из ткани / 2021.
С парнем мы расстались. Он сказал, что любит меня скорее как друга, что не хочет со мной быть. Я себя успокаивала, что может это не любовь прошла, а он так решил проявить заботу обо мне, чтобы я уехала в безопасное место. Он сказал, что у него нет больше чувств. В этот же день мы взяли мне билет до Польши. Я плакала сутками. А мне еще нужно делать проект, заканчивать его. В последние дни мы с ним много говорили, обнимались, плакали оба: нам было плохо. Мы уехали в Киев вдвоем, он решил, что хочет быть со мной перед отъездом. Я благодарна ему — мне было бы совсем тяжело уезжать из города и со всем справляться одной. Мне хотелось умереть.
Первый месяц в Польше был страшный. Деньги, документы, язык: все казалось пугающим и опасным. Если в Украине я ощущала себя более сильной, здесь я думала про смерть, продумывала варианты, чтобы себя убить. Гуглила, сколько стоит перевезти тело в Беларусь. Дорого, 3500 евро. Я много думала про друга, который покончил с собой и будто в эти моменты понимала, как мы с ним похожи. Родители по-прежнему звонили раз в две недели. Мне было так от этого больно, тяжело, что они не знают, что со мной происходит.
Таша Кацуба — «3 character» (слева) и «1 character» (справа) / маски, объекты из ткани / Польша / 2022.
Вытащила меня из этого состояния моя кураторка Лена Делендик и еще многие знакомые, которые стали моими близкими друзьями и новой семьей. Лена просто написала «Таша, мы тебя ждем в Гданьске, ты не одна». Это были самые важные слова для меня: ты не одна. Я влюбилась в Гданьск, мне помогло море. Еще я почувствовала, как здорово открываться людям: не близкие мне люди становятся очень близкими через общую боль и поддержку друг к другу. После общения с друзьями у меня появился смысл продолжать жить, я находила ощущение, что я выше и сильнее своих чувств, и переживаний. То, что я занимаюсь искусством — меня всегда спасало и сейчас спасет. Искусство избавляет меня от земных мучений, тревог и страхов. Оно меня превозносит внутренне: мне становится хорошо. Не в том, плане, что я кого-то становлюсь выше, лучше, нет, я чувствую, что обретается смысл. Я подумала, что мир большой, а я толком ничего не видела в этом мире — я хочу жить.
Таша Кацуба — «Good riot policeman» / объекты из ткани / 2020.
Я пошла к психотерапевту. А потом у меня началось потихоньку все налаживаться: я нашла новое жилье, меня приняли на стипендиальную программу, появились деньги с гранта, родители купили телефон и мама начала звонить мне каждый день. Это было большим облегчением. До этого я была в ощущении безнадежности: и родители меня бросили, и парень меня бросил, и из Беларуси меня выгнали, и война в Украине. Тотальная брошенность, хотя на самом деле никто меня не выгонял, никто не бросал. В Гданьске меня сжимало: у всех моих друзей есть отношения, а я одна. И потом я начала вспоминать ощущения этого одиночества, когда я была одна — как мне было классно. В отношениях, я никогда не была для себя, я была еще и для кого-то. Я поняла, что мне хорошо одной: я искренне себе призналась в некоторых вещах, которые боялась себе говорить. Все мои отношения были про дом, про то, что у меня будет дом с кем-то. Сейчас я понимаю, что я могу сама построить дом, в буквальном смысле дом, настоящий. И собаку я сама себе могу завести, и ходить в рестораны, в кафе, в театры. Мне стало от этого хорошо. Удушающее одиночество превратилось в прекрасное уединение, своего рода легкость и свободу.
Таша Кацуба — «Воін Кахання» / перформанс / Варшава / 18 января 2023.
Воин Любви
Я не ожидала того, что как только прикоснусь к проекту, мне станет больно: только я начинала шить, платье, маску, у меня начинали трястись руки. Мне буквально было очень плохо, я не понимала, почему. Думала потому, что я боюсь перформанса, хотя я абстрагировалась от того, что мне нужно выступать. Но мне всегда было плохо: у меня за неделю было две панические атаки я не ожидала такого. В процессе создания меня трясло и было страшно, одиноко. Я — интроверт, мне даже тяжело на улицу выйти, а тут мне хотелось, чтобы со мной рядом был человек, я не понимала, почему мне так больно. Весь процесс создания костюма мне было плохо и мне не нравилось, что я делаю. Постепенно, когда я сделала корсет, я решила, что ладно, может и нормально выглядит образ. Потом я сходила на выставку в Гдыне, и там были знакомые украинцы на открытии, я к ним даже не подошла, я побоялась подходить к ним. Когда я шла с этой выставки, поняла, что же не так.
Я поняла, что ловлю те же самые эмоции, которые ловила во время войны. Только мне в двойном размере плохо и так страшно, потому что здесь я одна, а там была под защитой любимого и эти чувства сидели где -то глубоко внутри, а тут все вырвались наружу. Мне нужна была защита.
Таша Кацуба — «Воін Кахання» / перформанс / Варшава / 18 января 2023.
Проект «Воин любви» оказывается не о силе, а о слабости. И вот красный, это цвет достаточно противоречивый: с одной стороны, про любовь, с другой — про боль, с одной стороны, про силу, с другой — про чувство «осторожно, не трогайте меня». И этот красный оказался для меня болезненным пятном.
Перед перформансом я была в паническом состоянии, я пыталась возвращать тело к себе (Таша показывает, как, стучит кулаками по ногам). Мысли и шум в голове не давали мне прийти к своему телу, я была будто не здесь. Открылась дверь, зашли люди: я не ожидала реакции организма: по мне прошла теплая волна. Отпустило. И я весь перформанс пока сидела, всматривалась в лица, была в настоящем моменте, ни о чем не думала, мне было свободно и легко, я не ощущала времени, казалось, прошло полчаса. Только тогда, когда музыку отключили, я поняла что перформанс завершен. Во время перформанса я пыталась быть в этом же состоянии, когда я его делала, хотела, чтобы люди, пришедшие на перформанс могли почувствовать это состояние, эту тревогу, панику. Но тревоги не было — она прошла. Я вообще ничего не чувствовала — только облегчение. Когда все ушли, я легла на пол и почувствовала себя легкой и пустой.
Таша Кацуба — «Воін Кахання» / перформанс / Варшава / 18 января 2023.
Я — беларуска, в Украине я чувствовала себя чужой, плохой. Я не позволяла делиться себе этой болью и вот эти стихи под ногами, Анатоля Вольного: «З халодным сэрцам жыць прыгожа, а як с пякельным болем жыць? Магу дзяліць я радасьць з кожным, а гора з кім мне падзяліць?» Я действительно не могла разделить эту боль ни с кем. Какое право я имею делиться болью? Я же была в любви, я здорова, у меня нет ранений, как я могу жаловаться? Поэтому было очень сложно готовиться к публичному выступлению. Сам перформанс, для меня был прекрасен: когда я смотрела на людей, не знаю, видели ли они мои взгляды, но я в них всматривалась, в каждого, в глаза каждому человеку, и я ничего не чувствовала, вообще ничего, пустоту. Но мне этой тишины и пустоты не хватало. Она какая-то и не хорошая, и не плохая.
Фотография с персональной выставки Таши Кацуба «209 дней серости: смерть тела, бессмертие духа» / галерея «Promocyjna» / Варшава.
Я не знаю, как я буду чувствовать себя через неделю и через месяц. Я надеюсь, этот перформанс излечит меня от чувства стыда, от чувства вины перед Украиной, я захочу с гордостью говорить, что я беларусская художница. Сейчас пока мне стыдно за свое государство, мне сложно с самой собой и сложно стало выстраивать отношения с людьми и мне кажется так будет еще долго продолжаться и наверное стоит принять это.
Фотография с персональной выставки Таши Кацуба «209 дней серости: смерть тела, бессмертие духа» / галерея «Promocyjna» / Варшава.
В 2019 году Таша Кацуба стала одной из победительниц Осеннего Салона по мнению международного жюри. Участие в выставке было ежегодным и позволило за несколько лет продемонстрировать свой авторский стиль как зрителям, так и профессионалам в сфере искусства.
Те, кто знаком с творчеством Таши, не могут не заметить постепенную трансформацию художественного метода и даже изменение имени: от Наташи Коцубы, через Ташу Капюшон, до Таши Кацубы.
Творчество Таши — это живое взаимодействие с внешним и внутренним миром, где главная задача автора — рассказать свою историю, познакомиться с собой, найти дом внутри себя. На выставке зрители смогут «прочитать» личный дневник автора, где Таша Кацуба — художница, личность и человек.
Контакты художницы:
Instagram ; Instagram ; Behance
В 2019 году Таша Кацуба стала одной из победительниц Осеннего Салона по мнению международного жюри. Участие в выставке было ежегодным и позволило за несколько лет продемонстрировать свой авторский стиль как зрителям, так и профессионалам в сфере искусства.
Те, кто знаком с творчеством Таши, не могут не заметить постепенную трансформацию художественного метода и даже изменение имени: от Наташи Кацубы, через Ташу Капюшон, до Таши Кацубы.
Творчество Таши — это живое взаимодействие с внешним и внутренним миром, где главная задача автора — рассказать свою историю, познакомиться с собой, найти дом внутри себя. На выставке зрители смогут «прочитать» личный дневник автора, где Таша Кацуба — художница, личность и человек.
Контакты художницы:
Instagram , Instagram , Behance
Автор текста: Лиза Маслёнченко
Персональную выставку художницы «209 дней серости: смерть тела, бессмертие духа» можно увидеть в Варшавской галерее «Promocyjna» до 28 января. Кураторка выставки Ольга Мжельская.
Изображения взяты из личного архива художницы.
Автор текста: Лиза Маслёнченко
Персональную выставку художницы «209 дней серости: смерть тела, бессмертие духа» можно увидеть в Варшавской галерее «Promocyjna» до 28 января. Кураторка выставки Ольга Мжельская.
Фотографии взяты с личного архива художницы.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Похожие тексты