Ровно год назад в возрасте 33 лет умер беларусский художник Захар Кудин. Он создавал в пространствах новую реальность, никогда не боялся масштабов и верил, что живопись не умирает, умирают только живописцы. Жена художника Таня Кудин, куратор Илона Дергач и режиссер Максим Швед говорят о сокровенном — том, чем являлся Захар и каким был год без него.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Часть 1. Смерть
29 декабря 2019 г. До Нового года остается всего каких-то два дня. Люди толкаются в магазинах с надеждой ухватить что-нибудь очень красивое и обязательно приятное для своих близких в подарок — как обычно, в последний момент. Они добавляют пункты в меню праздничного стола, созваниваются с друзьями, планируют встречи…
В 12:10 Захар Кудин пишет сообщение в Telegram своей жене: «Таня, я вас с Евой очень люблю». В этот момент Таня с дочерью Евой готовятся к дневному отдыху. Супруга художника берет телефон, видит смс-ку от Захара, печатает: «И мы тебя тоже». Прежде, чем лечь спать, она ставит телефон на беззвучный режим — она делает так всегда, чтобы никто не беспокоил.
Позже Таня будет еще не раз прокручивать в голове этот момент, и сожалеть о том, что не отнеслась к своей сдавливающей тревоге всерьез. Ведь уже через несколько минут к дому родителей Захара вызовут первую скорую помощь.
Захар с женой Таней
– Море непринятых звонков… Сообщение от друга Захара: «Мои соболезнования», — с дрожью в голосе вспоминает собеседница. — Пробежав глазами по валу входящих сообщений, мне довольно быстро все стало ясно.
Через два дня для маленькой Евы ее мама устроила Новый год, хотя, скорее, условный. Девочку ждали подарки, в том числе и от мамы с папой — красивое платье в блестящих пайетках. Сегодня их дочь досконально помнит все походы с папой в кафе, театры. Он ее обожал и очень сильно любил. Захар без сомнений говорил, что Ева — его лучшее творение.
– Последующий год прошел жутко. Для многих 2020 сложный по объективным причинам, а у меня это еще и удвоилось, если не утроилось, — не скрывает Таня. — Одно дело бремя собственной потери, другое — помогать Еве справляться с переживаниями. Приходится непрерывно мобилизовать себя, находить нужные слова, проявлять мужество. Чтобы поддержать кого-то, нужно самой иметь ресурс и постоянно стараться быть в тонусе.
С другой стороны, если бы ребенка не было, то, возможно, я бы больше утопала в своем горе. Этот год потребовал от меня мужества и стойкости, которые до этих пор я не знала в себе. Полагаю, эту историю мне предстоит еще долго проживать и переживать… Жизнь ни о чем не спрашивает, она ставит перед фактом.
По словам Тани, в семейной жизни Захар был почти такой же, как и в своем творчестве: яркий, непредсказуемый, порой противоречивый. С ним не было скучно ни одного дня, его оригинальность пробивалась сквозь все.
– Захар был открыт как в любви, так и в негодовании. Если люблю, значит по самое небо, если недоволен, значит по полной, — говорит его жена. — Ошибочно полагать, будто он всегда был жизнерадостный. Насколько ярко он светил, ровно такой же силы была и обратная сторона медали.
Таня искренне надеется, что Захару сейчас легче и лучше. Его боль к этому миру была слишком велика. То, что обычные люди по-будничному проходят мимо, тонко чувствующим это врезается очень глубоко. Окружающее резало душу Захара.
Биография:
Захар Кудин (27.03.1986 - 29.12.2019) — беларусский художник, работавший в направлении «нейро-арт». Жил и работал в Минске, Беларусь.
При жизни состоялось 7 персональных выставок, принял участие в десятках групповых выставок. Захар Кудин представил Беларусь на международном биеннале в Пекине, участвовал в минском фестивале Vulica Brasil и в арт-ярмарке Art Vilnus. Его работы находятся в частных коллекциях Европы, Азии и Америки.
Образование:
2003 - 2007 гг. — обучение в Минском государственном художественном училище имени А.К. Глебова, отделение «Дизайн».
Портфолио:
Instagram
Илона Дергач — независимый куратор и искусствовед. С 2011 по 2013 год — редактор и автор artaktivist.org, в 2016 году — куратор галереи современного искусства "Ў" (Минск, Беларусь). С 2017 года — автор блога cult16.wordpress.com, с 2018 — www.saliva.live.
Максим Швед — беларусский режиссер документального кино, один из авторов программы «Welcome в Беларусь» и «Белорусский мир». Окончил отделение «политология» юрфака БГУ. Автор нашумевшего фильма «Чистое искусство», где Захар Кудин сыграл главную роль.
Все материалы взяты из личных архивов художника.
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
Глава 2. Жизнь
Илона Дергач — арт-менеджер, критик и куратор, неоднократно курировала проекты Захара Кудина. В частности, «Жизнь вокруг» и Left-eye-painting (2016 г.), «Нейроструктуры» (2017 г.), «Открытый холст» (2017 г.).
Куратор познакомилась с Захаром в 2015 году благодаря Сергею Ивановичу Кирющенко (классик беларусского абстракционизма — прим. ред.) — он пригласил с собой за компанию в мастерскую к художнику.
– До этого я, конечно, была в мастерских у художников и имела представление, что это такое. Однако мастерская Кудина меня впечатлила с первого шага и навсегда, — вспоминает Илона. — Понимаете, обычно мастерская всегда разделена на зоны: рабочее пространство, архив, пространство для отдыха, санузел, кухня. В мастерской же у Захара все пространство было рабочее, только в дальнем кармане располагалась библиотека, лежал матрас. Санузел вообще находился на первом, техническом этаже, в то время как сама мастерская располагалась под крышей многоэтажного жилого дома. Все стены были завешаны холстами или эскизами, инструменты располагались, казалось бы, хаотично. Но Захар прекрасно знал, как этим хаосом управлять. Второе, что меня впечатлило — это количество и масштаб работ.
Часть мастерской художника
Отличительной чертой Захара было умение делать «здесь и сейчас», не откладывая на потом, отмечает моя собеседница. Того же он требовал и от других, где-то даже переходя личные границы. А еще очень любил живопись и ревностно относился к концептуальному искусству.
– По мнению Захара, выставка «Жизнь вокруг» была своеобразным жестом: живописец может заниматься концептуализмом, в то время как концептуальный художник вряд ли сможет быть хорошим живописцем, — говорит Илона. — Он считал, что живописный язык куда более сложный в работе, он требует тонкого восприятия и масштабной подготовки. В наших с ним спорах, как аргумент о важности нарратива и работы с Логосом, он мне всегда говорил: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Персональная выставка художника Left-eye-painting в бывшей галерее «Ў» в 2016 году
В памяти Илоны художник остался неистовым, но при этом очень теплым человеком. Наивным и чутким, несмотря на упорство в реализации своих идей. Профанация рядом с ним не проходила, он ее просто не пропускал.
– Оставил ли он след? Думаю, он проложил дорогу в сердце каждого, кто с ним сотрудничал. А что касается его места в беларусской истории искусства — еще рано судить о весе фигуры, но то, что она навсегда в ней останется — безусловно.
Факт того, что Захар — единственный молодой художник, работа которого находится в коллекции Национального художественного музея, больше говорит о системе культуры в Беларуси, уверена куратор (для съемок фильма «Чистое искусство» организовали спецвыставку «Открытый холст», где были представлены большие холсты Кудина; ее посетили искусствоведы из Нацмузея во главе с Ольгой Архиповой, предложив «взять в дар» одну работу — прим. ред.). Это хороший пример того, насколько государственные институции и само Министерство культуры относится к молодому, современному искусству, и необходимым для него процессам.
Картина Захара Кудина, находящаяся в Нацмузее
– Не удивлюсь, если спустя пару десятков лет вместо того, чтобы увидеть работы беларусских художников данного периода, нам придется ехать в галереи или музеи Берлина, Варшавы и Парижа, — подмечает Илона. — Вместо того, чтобы сохранять и поддерживать ныне расцветающий культурный слой, способствовать развитию искусств и свобод, поднимающим повседневность на другой уровень бытия, при этом делая человека счастливым, государственное видение культуры максимально отражается в Славянском базаре. Надеюсь, что все скоро поменяется в лучшую сторону для всех нас.
Моя собеседница предполагает, что события 2020 года точно были бы отражены в паре эскизов Захара, но скорее посредством нахождения новых выразительных форм и поисков цветовых решений. Возможно, он бы больше развил идею симбиоза живописной поверхности и скульптуры в трансформации плоскости полотна. Потому как последние работы художника показывают, насколько точно он сформировал идею новых форм живописи и какой она может быть в контексте изменения восприятия. Благодаря технологическому развитию, скорости информации, социальных сетей, в некоторой степени деформации коммуникации, то есть ее перехода из устной в визуальную форму.
Скульптуры в виртуальном городском пространстве
– Мы как-то затрагивали в наших обсуждениях вопросы гражданского и государственного устройства, Захар был далек от социальных процессов, скорее его удивляло почему, например, в США (Захар нелегально прожил там несколько лет — прим. ред.) есть поддержка для развития молодых художников, а в Беларуси даже музея современного искусства нет. «Я хочу заниматься искусством, я не компетентен в других вопросах. I am a professional Artist», — сказал бы Захар.
Глава 3. Вечность
Беларусский художник сыграл главную роль в фильме «Чистое искусство» режиссера Максима Шведа. Сегодня журналисты называют киноленту «вещей», ведь если обратить внимание на некоторые моменты в картине, становится действительно не по себе. Сам Максим не скрывает, что, когда Захара не стало, фильм приобрел для него иной смысл.
– Мы много общались, когда снимали фильм в 2017, и в прошлом году, когда его стали показывать в кинотеатрах. В остальное же время встречаться часто не удавалось, — говорит Максим. — На фоне проката нашего фильма «Чистое искусство» было много разговоров о возможных коллаборациях в будущем, однако конкретных планов не было.
Захар с Максимом после показа фильма «Чистое искусство»
Знаете, порой Захар фонтанировал идеями, многие из которых казались гениальными, а некоторые были похожи на бред и часто было непросто разобраться где и что. Последний ролик, который я снял для Захара, я смонтировал уже после его смерти. Там он приглашает друзей на свое стендап выступление. Что он задумал, я даже не знал. Но то, что он решил податься в комики, меня сильно удивило.
Максим не скрывает, что в 2020 году у него часто спрашивали про самоубийство Захара, и каждый раз он задавался вопросами, и каждый раз это были разные ответы и переживания.
– Мне было больно осознавать, что из жизни ушел человек, который на какое-то время стал мне близок, душа, грани которой были родственные моей. Однако осознание, что я никак не мог повлиять на его решение, не мог его задержать здесь, среди земных нас, заливало горечью, — объясняет режиссер. — Я злился на него, обижался, ведь он ушел неожиданно, можно даже сказать «кинул». Я пытался проанализировать его поступок, понять, как-то принять это решение... Захар не был идеальным другом, но с его уходом и я и этот мир потеряли уникального человека.
Говоря о том, как прошел год без Захара, Максим меня поправляет, и говорит, что художник остается рядом всегда:
– Я часто невольно вспоминаю его, а порой прямо чувствую его энергию, вселившуюся в меня. Когда я снимал протесты 10 августа и меня забрали в Жодино, я был одет в оранжевую куртку «Управления Центр», которую он носил на съемках фильма. Я ощущал, что лезу в эту бойню не один, и кто-то незримый помогает мне.
Та самая куртка. Год назад «Чистое искусство» оказалось фаворитом фестивалей «Артдокфест» в России, «Лiстапад» в Беларуси и Docudays UA в Украине.
Эпилог
Захар Кудин восхищался ведущим художником и скульптором второй половины XX века Виллемом де Кунингом, возможно поэтому его ранняя живопись — воплощение абстрактного экспрессионизма. Однако Захар всегда искал новые формы, экспериментировал, считая, что без постоянной работы человек останавливается в развитии. Со временем он начал трудиться в таких направлениях, как нейро-арт, диджитал-искусство, постфутуризм.
Тема движения и скорости, паузы и полной остановки — основные в работах Захара, и они всегда вызывают суперконтрастные ощущения. И пусть сегодня художника нет с нами физически, зато его душа и энергетика сохранились во всех произведениях, будь то 3D-модель, скульптура, живопись, мурал. Или Ева.
Картина «Метро». Проект Left-eye-painting
Мурал «Ледяной полет. Горячий космос», созданный во время фестиваля Vulica Brasil
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Похожие материалы