«Трогательная дистанция»: в галерее «Ў» продолжается последняя выставка
Интервью | БЕЛАРУСЬ | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | 24.11.2020
Открытие выставки «Трогательная дистанция» галереи современного искусства «Ў» переносилось как минимум три раза. 2020 год сложно назвать скупым на события, но новость о закрытии галереи стала, пожалуй, одной из самых неожиданных. Директор и куратор галереи Валентина Киселева и арт-директор галереи Анна Чистосердова рассказали Chrysalis Mag о том, из чего соткана тема выставки, о возникновении новых форматов медиа и том, какой главный урок можно вынести для себя, переступив порог галереи.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Об еще недавней трансформации выставочного зала в зонированное здание общественной инициативы #ByCovid19 напоминают полосы красной ленты на полу. Весной 2020 года галерея практически стала домом для волонтеров штаба. Сегодня «проспект» вдоль центра — главная планировочная ось, которая начинается портретами людей, безвозмездно помогавших нуждающимся в первые месяцы пандемии.
На работе Вики Харитоновой «8» изображены 8 волонтеров, которые находились в штабе почти круглосуточно. Эта цифра не случайна, считают кураторы выставки: она включает в себя бесконечный потенциал людей, которые внутренне ориентированы на тепло, любовь, эмпатию. Видеопортреты — зеркала, которые отражают участников борьбы за сохранение, а иногда и спасение жизней в условиях всеобщей растерянности.
Как все начиналось
Период с 19 по 23 марта перевернул жизнь галереи «Ў». В связи с разгаром пандемии все запланированные выставки и мероприятия были отменены. Галерея фактически осталась без единого проекта. Перспектива до конца года была призрачна, а решение нужно было принимать быстро.
Галерея ушла на карантин, но пустой она оставаться не могла. Поэтому пространство решили предоставить для размещения в нем склада общественной инициативы #ByCovid19. В конечном счете, штаб волонтеров работал в галерее больше трех месяцев.
Проект «Трогательная дистанция» должен был стать пробуждением галереи от спячки под названием «первая волна коронавируса», но все пошло не по плану.
Выбор темы
– Мне кажется, наш проект родился из осмыслений опыта, который для всех нас стал абсолютно новым, — говорит Анна Чистосердова, арт-директор галереи. — Все 11 лет деятельности галереи «Ў» мы всегда работали, что называется, с живым искусством, с его создателями. Вынужденный уход в изоляцию и онлайн сделал неощутимой ту близость с друзьями, посетителями, художниками, которая практически ежедневно все эти годы нас подпитывала, давала энергию.
Валентина Киселева и Анна Чистосердова — директора и кураторы галереи современного искусства «Ў»
Одновременно с волной онлайн-контента, которая обрушилась в первые месяцы пандемии, команда галереи стремилась оперативно укрепить и свое онлайн-присутствие в жизни людей. В ход пошли анкеты для художников, разные формы опросов, активность в Telegram. Из невыполненного — запуск стримов с представителями искусства.
– В промежутках между этим мы начали рассуждать: да, рано или поздно это все закончится. Но как сейчас не потерять ту нить дружбы, доверия, совместных размышлений? И каким образом то, что мы переживали и продолжаем переживать, можно вынести в поле выставочного офлайн-проекта? — вспоминает Анна.
Собственно это и стало фундаментом замысла. Далее последовала не менее важная часть — составление писем для художников. Стоит сразу оговорить: с каждым адресатом переписка велась индивидуально. Ведь иначе трогательно не выйдет…
– Каждому из художников мы написали письмо, в котором предлагали не только поразмышлять над приобретенным опытом на изоляции, находясь вдали от близких, коллег, но и решить, как можно сделать выставку без возможности приехать лично, — говорит Анна.
В свою очередь Валентина Киселева, директор галереи, заметила, что при выборе темы кураторы прежде всего спрашивали себя: о чем мы хотим говорить здесь и сейчас, в чем у нас есть потребность в это непростое время, к какому диалогу мы приглашаем художников.
– В период самоизоляции у нас возникло острое чувство нехватки тактильности, человеческой близости. Поэтому и было выбрано название «Трогательная дистанция» — выставка отвечает на вопрос, как сквозь расстояние можно передать флюиды любви, тепла и трогательности взаимоотношений.
Время работы выставки «Трогательная дистанция» в галерее современного искусства «Ў»: до 29 ноября 2020 года пн-пт 12:00-20:00
Билеты:
Взрослые — 5 р, студенты — 3 р. По желанию вход бесплатный
Кураторы: Валентина Киселева, Анастасия Гришанова, Анна Чистосердова
Архитектура экспозиции: Архитектурное бюро Radical Passive
Участники проекта:
Данил Акимов (RU)
Роман Аксенов (BY)
Aljoscha (ES)
Сергей Бабарека (BY)
Анатолий Белов (UA)
Алина и Джеф Блюмис (USA)
Group Bouillon (GE)
Жанна Грак (DE)
Михаил Гулин (BY)
Андрей Дурейко (DE)
Алексей Зинченко (UA)
Михаил Ивановский (UK)
Никита Кадан и Антигона (UA)
Валерий Кацубо (ES)
Александр Комаров (DE)
Сергей Петлюк (UA)
Кораль Радичевский (PL)
Игорь Саченко (BY)
Алла Савашевич (BY/PL)
Анна Соколова (DE)
Тамара Соколова (BY)
Topp & Dubio (NL)
Максим Тыминько (NL)
Виктория Харитонова (BY)
Сергей Шабохин (BY/PL)
Олег Юшко (DE)
Галерея современного искусства «Ў» — одна из самых известных и знаковых галерей современного искусства Беларуси.
В основу создания проекта галереи лег шестилетний опыт работы ее создателей в галерее «Подземка».
«Ў» стартовала в 2009 году на Независимости 37а, став одним из главных центров культурной жизни Минска. В 2018 году «Ў» переместилась на Октябрьскую, 19 и организовывала масштабные выставочные проекты как беларусских авторов, так и международные.
Выставка «Трогательная дистанция», которая открылась в «Ў» 29 октября, стала последней выставкой проекта — организаторы объявили о закрытии галереи.
В этом году «Ў» отметила свое одиннадцатилетие.
Валентина Киселева — директор галереи современного искусства «Ў», куратор. Автор идеи создания галереи «Подземка».
Анна Чистосердова — арт-директор, куратор и менеджер проектов как галереи современного искусства «Ў», так и беларусских и зарубежных художественных проектов, образовательных программ. Сооснователь галереи «Подземка».
Фотографии: Елизавета Мазурчик, Елизавета Кулененок для Radical Passive
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
Вместе с тем, была поставлена задача организовать выставку, не прибегая к транспортировке и продакшену в присутствии самого художника. По словам Анны, для реализации проекта вдруг стало много «но».
Проверка на прочность
Казалось бы, правила реализации проекта облегчены, что может помешать? Новые медиа: те самые, что требуют технологического оборудования. Команде галереи требовалось 5 проекторов, 6 плазм для трансляций, 8 компьютеров и многое другое.
– В итоге сработала трогательность и поддержка уже не на дистанции, а прямо здесь и сейчас, на нашу просьбу о помощи откликнулось огромное количество людей! — отмечает Анна. — Это очень интересный опыт, который во многом и подтвердил итог всей нашей деятельности. Абсолютно искренний, живой, теплый отклик пришел не только от художественного комьюнити, но и от наших гостей, друзей, посетителей.
Реакция зрителей
Пожалуй, приобретение такого опыта — отголосок нашей эпохи. Еще 10 лет назад сложно было бы представить новую даже не коммуникацию, а организацию процесса. Какими бы хорошим или плохим ни был ветер перемен, но он принес с собой новые форматы.
– На открытии выставки мы провели две экскурсии. Первая была для членов команды склада #ByCovid19, вторая — для группы художников-кураторов, — объясняет Валентина. — Выставка включает не только первую и вторую волну Covid-19, но и все, что «между».
Имеются в виду события, происходящие в стране. Многие работы удивительным образом резонируют с номинальными процессами в обществе.
Это подтверждают и посетители галереи. По словам одного из зрителей выставки, переходя от одной экспозиции к другой сложно не заметить четкой последовательности событий, которые представляет каждая последующая работа.
Участники проекта
Галерея выбрала 25 работ от 28 художников. Валентина замечает, что откликов на письмо был гораздо больше. У участников проекта была возможность закончить свои работы до середине июля.
– Примечательно то, что при подготовке к выставке почти не было коррекции работ. Эта тема настолько свибрировала с авторами, что мы приняли практически все присланные работы — они оказались очень гармоничны друг с другом, — отметила Валентина.
Анна и Валентина полагают, что «Трогательная дистанция» стала символичным итогом совместной работы с художниками на протяжении всех 17 лет (включая и Подземку, которая проработала до открытия галереи «Ў» 6 лет) — их состав просто увеличился.
Внимательность к мелочам
На экспозиции есть детали, которые теряются из вида, если гостю выставки о них не сказать.
– Когда у нас работал #ByCovid 19, галерея выглядела как склад: пространства были зонированы красными полосками на полу. Все зоны были подписаны на белых листах. Мы оставили как эти полосы, так и тексты, — обращает внимание Валентина.
Весной 2020 года всюду были расклеены листы с названиями типа «респираторы лепесток», «маска ffp3», «резерв не трогать». Их сохранили в виде белых букв на стенах. Кураторы поясняют: это отсылка к тому, что серьезная работа остается невидимой для определенных людей, но ее нельзя недооценивать.
Организация пространства с сохранением структуры склада — первый опыт галереи. В те нелегкие времена начала пандемии это место несло не менее важную функцию. Это, пожалуй, созвучно всей концепции галереи современного искусства «Ў».
Вход на выставку по желанию бесплатный.
– Это тоже сделано сознательно. Мы знаем, что многие люди не имеют работы или испытывают финансовые сложности, — уточняет директор галереи. — Если есть возможность и желание — ты можешь оплатить вход, если нет, мы все равно рады представить выставку. Это часть человеческой любви, понимания и волонтерства.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Похожие материалы