Беларусские художники лишились своих картин из-за закрытия М.А.F.

Мнение  |  БЕЛАРУСЬ  |  АРТ-ПЛОЩАДКА |  17.03.2021

Беларусские художники лишились своих картин из-за закрытия М.А.F.

Мнение  |  БЕЛАРУСЬ  |  АРТ-ПЛОЩАДКА |  17.03.2021

16 марта прогремела новость о том, что арт-пространство Moving Art Factory не просто отменило фестиваль Moving Art Festival, но и полностью ликвидировало свою деятельность. Итогом стало то, что работы ~40 художников оказались «в заложниках». Мы попытались выяснить, что предшествовало этому событию и как художники могут вернуть свои работы. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Что известно о закрытии М.А.F.

На своей странице в Instagram М.А.F. сообщило, что пространство было закрыто силовым способом ЗАО «Горизонт-Белинвест-Девелопмент» еще 1 марта. Никому не дали забрать абсолютно ничего, в том числе и работы ~40 художников предстоящей выставки.

Вместе с тем, по словам автора поста, команда М.А.F. с того времени от директора ЗАО «ГБД» Инны Ковалевой подвергалась незаконному вмешательству в программу, сценарий фестиваля, психологическому и финансовому давлению, принуждению к залогу личного имущества. Также у них требовали раскрыть личные данных всех участников и сотрудников путем шантажа и манипуляций. Помимо постоянно меняющихся условий открытия двери, представители М.А.F. подверглись оскорблениям. 

– В связи с тем, что внутри помещения находятся все материалы для монтажа фестиваля, наши рабочие документы и самое главное — ~70 работ художников, мы не имеем возможность провести фестиваль на этой площадке, а также перенести его на другую до момента открытия двери, — пишут М.А.F. 

Они также уточняют, что борьба за освобождение вещей продолжается, как и поиски новой площадки.

 

Что могло предшествовать закрытию пространства

Со слов участницы выставки Kate Shi, получившей информацию от представителя «Горизонта», арт-пространство М.А.F. не оплачивало аренду 6 месяцев. В связи с этим ЗАО «Горизонт-Белинвест-Девелопмент» ничего не оставалось, как закрыть двери перед фестивалем. По словам представителя, на следующей неделе на все имущество в М.А.F. будет наложен арест. 

Слова представителя подтверждает и фото Андрея (библиотека его команды также «замурована»), которое он сделал еще 8 февраля: уже тогда было известно, что задолженность пространства перед ЗАО «ГБД» составляла 80 тысяч рублей. 

maf-end-3
maf-2 (1)

Moving Art Factory (М.А.F.) — многофункциональное
арт-пространство. 

Открылось в мае 2020 года по адресу ул. Куйбышева, 22
(6-й этаж) в Минске. Главной целью арт-галереи M.A.F. являлось продвижение современного искусства Беларуси и всего мира. Площадь арт-галереи составляла более 1000 м². Во время своего открытия пространство анонсировало фестиваль современного искусства «Cамоизоляция OFF», позже его переимновали в Moving Art Festival, но ничего из заявленного так и не было реализовано.

Ни один из фестивалей в итоге не был реализован, а пространство 16 марта 2021 объявило о своем закрытии.

Контакты:
Site
Facebook 
Instagram 

 

 

Заглавная фотография: Дмитрий Полещенко

В материале использован фрагмент текста 34mag.net

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам. 

 

Позиция директора М.А.F.

Как пишет 34mag.net, в фестивале участвовали три стороны: арендодатель ЗАО «Горизонт Белинвест-Девелопмент» в лице Инны Ковалевой, владелец — основатель М.А.F. Этьен Ватье, сотрудники и организаторы фестиваля. Накануне открытия фестиваля возник конфликт между арендодателем и владельцем помещения. 

В своем комментарии Евгения Орлова, директор М.А.F., также подтвердила, что у пространства была отсрочка по аренде до 20 января. Так, владелец должен был погасить задолженность, но «немного опоздал, потому что попал в больницу и находился в тяжелом состоянии». 

– Он был на связи с «Горизонтом» все это время. Сперва договорился с директором, чтобы они подождали его приезда. Они дали согласие, но с того момента в моей жизни начался ад, так как держать дверь открытой «Горизонт» согласился только на определенных условиях, и этих условий было много. Вплоть до того, чтобы я взяла на себя поручительство своим личным имуществом за все долги инвестора за все периоды. Дожали меня до согласия отдать в залог машину, — говорит директор арт-пространства.

Евгения также рассказала журналисту, что для сохранения фестиваля она делала все, что в ее силах: даже хотела перенести фестиваль на Кальварийскую, 21. Однако не смогла этого сделать из-за того, что «Горизонт» не отдает вещи, которые не принадлежат ни ему, ни М.А.F.: картины, звук, свет, документы организации, стенды для выставки, оборудование бара. 

– К тому же фестиваль был адаптирован под эту площадку (в которую за три года, кстати, было вложено 250 000$), под эти даты и под этих артистов. Новая площадка не решает проблемы согласования новых дат и программы. Это работа с нуля, по сути, новый фестиваль, — сетует Евгения. — Закрыть M.A.F., к которому мы относились как к своему родному дому, было не решением, а вынужденной мерой.

Что о происходящем говорят сами художники

Мнение организатора мы услышали на 34mag.net. Решили пообщаться с другой стороной — участниками Moving Art Festival.

Photo1-188-4 (1)

Kate Shi

Должна была представлять картину «Будто пчелы в сотах», которую она передала организаторам еще 29 апреля 2020 года (о предстоящем открытии фестиваля мы писали почти год назад). На тот момент проект должен был быть реализован в июне-июле.

– Сначала его перенесли из-за негласного карантина в Минске, после из-за выборов. Далее организаторы постоянно обещали, что фестиваль будет, надо только подождать, — рассказывает Kate Shi. — Даты менялись одна за другой. При этом организаторы игнорировали вопросы участников. Появилась информация, что картины хранятся в ненадлежащих условиях, некоторые работы повреждены или даже потеряны. Не вытерпев такого отношения, многие художники забрали свои работы. 

Девушка продолжила участие, поскольку верила обещаниям директора арт-пространства, что фестиваль состоится, ведь «все активно готовится». 

Несмотря на то, что месяцы открытия «скакали», переоформлять подписанные весной документы на работы никто не хотел. Только 6 марта из Intagram М.А.F. стало известно, что большой фестиваль современного искусства вновь не состоится.

– В чате для участников фестиваля написали, что учредитель заболел и забыл внести аренду, — резюмирует Kate Shi.

Photo-400-1 (1)

Мария Адамченко

Подала заявку также еще прошлой весной, когда проект назывался «Самоизоляция Оff». Помимо того, что Мария представила для выставки свои картины, она должна была проводить мастер-класс. По ее словам, кроме постоянных дерганий с организацией ничего положительно на протяжении всего времени не было.

– Организаторы должны были сразу выстроить диалог с участниками, постоянно держать в курсе происходящего и быть честными, а не до последнего говорить, что все в силе. Чтобы участники могли принимать решения своевременно и строить свои планы.

maf-end-2 (1) (1)
Photo-400-2 (1)

Екатерина Шелест

У Екатерины Шелест был опыт работы с М.А.F.: летом 2020 года, перед очередной датой предполагаемого открытия фестиваля, она провела два мастер-класса: «Коллаж желаний» и «Открытки акварелью». Уже тогда были небольшие шероховатости с организацией. Создавалось ощущение, будто программа была недостаточно глубоко и детально продумана.

Для фестиваля девушка представила метафорические карты в технике коллаж и еще четыре работы. 

– Сейчас я зла, потому что хотела бы узнавать о судьбе своих работ честно и вовремя. Считаю, что сбегать от коммуникации с художниками как минимум неуважительно, — заявила художница. 

Photo-400-3 (1)

Катя Казнадей

Катя Казнадей с мужем также прошлой весной представили на фестиваль свои работы. Вместе с тем, узнав о мероприятиях на фестивале, Катя предложила бесплатно провести лекцию для новичков в музыке на тему «Как слушать оперу» — идею охотно поддержали.

– На тот момент очень понравилась оперативность в оформлении работ, организация их приема-передачи, организаторы всегда были на связи. Все кипело, все работало. Мы были в предвкушении открытия интересного пространства, — вспоминает Катя. 

Однако все поменялось после первого переноса мероприятия. В конце-концов у нее также возникла проблема с переоформлением документов на работы: по этому вопросу художники даже заполняли гугл-формы, которые то работали, то нет. В итоге документы так и не переоформили.

Кроме того, М.А.F. выставил новые условия: теперь для всех участников стало обязательным проведение мастер-класса или лекции. Для этого потребовалось вновь заполнить гугл-форму, однако работа организаторов была абсолютно не налажена, считает Катя. В итоге работа в режиме онлайн сбилась, и муж Екатерины так и не узнал, будет ли он проводить лекцию и вообще принимать участие в фестивале.

– 6 марта все перенесли. Эта новость застала нас на пороге, когда мы ехали на открытие. Новость приняли с сочувствием к организаторам, — рассказывает Катя. — Но потом узнали про неоплаченную аренду (шесть месяцев!), про то, что организаторам давно выставили предупреждение (8 февраля на двери оно уже было)... Нас возмутил факт того, что участникам никто об этом не сообщил. Мое отношение к происходящему очень двоякое. С одной стороны, я по-человечески понимаю организаторов, которые оказались в сложной ситуации по разным причинам. С другой — они повели себя крайне странно и даже некрасиво по отношению к участникам.

Как участники фестиваля оценивают работу директора М.А.F Евгении Орловой

По словам художницы Kate Shi, Евгения редко выходила на связь, не отвечала на звонки и сообщения по несколько дней. Большую часть времени участников игнорировали. 

Катя Казнадей придерживается такого же мнения. По ее словам, все это время на страницах М.А.F. в соцсетях, как и в чате, не было никакой информации. Единственный источник хоть каких-то новостей — комментарии под постом в Instagram М.А.F. о переносе фестиваля. И даже там Евгения давала пространные ответы не по теме типа «Жаль, что я не владелец помещения». «Нам жаль, что вопрос "неужели сложно написать участникам информацию вовремя?" остался без ответа», — говорит Катя. 

Она отмечает, что в чате с художниками от М.А.F. общались две девушки, которые после объявления о переносе фестиваля 6 марта уволились и удалились из чата.

 

Дальнейшие действия художников

На сегодня у всех художников на руках остались прошлогодние акты приемки-передачи товара и договор на его реализацию. 

Kate Shi нашла контакты представителя «Горизонта», которая сейчас занимается «спасением» картин: помогает правильно составить официальное обращение «Горизонту». Оно необходимо для того, чтобы люди могли забрать свои работы. 

Алгоритм работы следующий: авторы пишут официальное обращение ЗАО «Горизонт-Белинвест-Девелопмент» и прикрепляют документы, подтверждающие участие в фестивале. На будущей неделе с этим обращением и разрешением они должны прийти в арт-пространство, когда там будет производиться арест имущества.

Мнение редакции может не совпадать с мнением героев.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Похожие материалы

В культурной среде Минска появилось новое арт-пространство — M.A.F.
Интервью, 25.05.2020 | АРТ-ПЛОЩАДКА | БЕЛАРУСЬ
«Трогательная дистанция»: в галерее «Ў» продолжается последняя выставка
Интервью, 24.11.2020 | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | БЕЛАРУСЬ
Галерея современного искусства «Ў» объявляет о закрытии
Арт-пространство, 29.10.2020 | БЕЛАРУСЬ | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

 

 

КАНТАКТЫ

 

САЧЫЦЕ ЗА НАМI

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Выкарыстанне матэрыялаў або фрагментаў матэрыялаў
магчыма толькі з пісьмовага дазволу рэдакцыі. 


 

 

 

 

 

 

КОНТАКТЫ

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.