Художники на самоизоляции

Интервью  |  БЕЛАРУСЬ  |  ЖИВОПИСЬ  |  СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО  |  03.06.2020

Режим самоизоляции, как правило, вещь непростая: тут ты либо на стену лезешь, либо свыкаешься с обстановкой дома и берешься за дело. А, может, это просто стереотип? Chrysalis Mag поговорил с пятью беларусскими художниками о том, как пандемия повлияла на них, в каких проектах они сейчас участвуют и что думают о происходящем вокруг хаосе.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

– Как самоизоляция повлияла на творчество и самочувствие?

Photo1-184-4 (1)

Максим

– Я не отношусь к тем, кто по умолчанию живет в самоизоляции. Мне нужны люди, наблюдения, общение, споры. И первые недели самоизоляции были максимально отвратительны. Я обреченно мусолил две новые работы, по нескольку раз переписывая одно и то же, поминутно отвлекаясь на чтение новостей. Работать было совершенно невозможно.

Photo_06-2

Максим Осипов — стикер из серии «Карантийные человечки» / 2020

Photo1-187-4 (1)

Василиса

– Сегодняшняя ситуация повлияла на мои коммерческие проекты, так как я работаю фрилансером и потеряла несколько заказов из-за кризиса, который сопутствует пандемии. Что касается моей художественной деятельности и самоизоляции, в двухкомнатной квартире, где я сейчас живу, одна комната полностью сделана под художественную мастерскую, так что весь рабочий процесс у меня происходил и происходит дома в обычном режиме.

Photo1-188-4 (1)

Катя

– Пандемия и вытекающая из неё самоизоляция принесла мне больше тишины и самокопания, потому что я человек склонный к рефлексии. Весь апрель создавалось впечатление, что мир на паузе. Моя продуктивность в работе упала. Я оттягивала выполнение проектов, заказов. 

Не могу сказать, что у меня появилось вдохновение, скорее появилось жгучее желание что-то менять. Понять, кто я как художник. Научиться новому, улучшить свои знания и навыки в техниках рисования. Но это не про вдохновение, это про огромную внутреннюю и внешнюю работу.

Photo1-184-2 (1)

Максим Осипов — художник. Основная область интересов — изучение, десакрализация, осмысление и современная интерпретация культурного наследия Беларуси, а также вовлечение большинства в дискурс этой проблемы.

Facebook
Instagram

Photo1-187-2 (1)

Василиса Полянина — художница и иллюстратор. Окончила БГУ по специальности «Дизайн пространственной среды», стажировалась в Германии, Польше и ОАЭ. Исследует тему мифологии человеческого и звериного в современном контексте.

Site
Instagram

Photo1-188 (1)

Катя Ши — художница. Занимается интерьерной живописью и абстракцией, через беспредметное искусство выражает эмоции. Излюбленная техника — мастихин.

Instagram

Photo1-185-2 (1)

Лизавета Антропова — акварелист. Участница и лауреат беларусских и международных выставок и конкурсов. Лидер Международного Акварельного Сообщества в Беларуси (IWS Belarus). Работает в жанре городского пейзажа.

Facebook
Instagram

Photo1-186-2 (1)

Александра Галенко — художница. Окончила художественное училище имени А.К. Глебова и Академию искусств по специальности «Дизайн». Уже более пятнадцати лет работает в технике масляной живописи и коллажа.

Instagram
Behance

Photo1-185-4

Лизавета

– Пандемия и связанные с ней ограничения негативно повлияли на мои творческие проекты, как личные, так и общественные. До самоизоляции у меня было гораздо больше свободного времени для живописи. Я пишу акварелью. Эта техника не требует мастерской, и я спокойно могла работать дома, пока муж на работе, а ребенок в детском саду. Теперь же появилось больше бытовых забот. Это, конечно, очень сбивает творческий порыв и отнимает время. Но вдохновение есть, поэтому стараюсь делать хотя бы эскизы для будущих работ, наброски. Иногда удается писать и большие работы, но приходится растягивать процесс на несколько дней. Также появились трудности с пересылкой работ в другие страны.

Я — глава Международного Акварельного Сообщества в Беларуси (IWS Belarus). Курирую участие беларусских акварелистов в международных выставках и фестивалях. Теперь все мероприятия в странах-участниках IWS, запланированные на весну и лето, отменяются или переносятся на неопределенный срок. В Минске мы тоже готовили фестиваль к началу сентября, проделали огромную работу. А сейчас вполне вероятно, что наш фест тоже придется переносить, потому что иностранные художники просто не смогут к нам приехать.

В целом, творческим людям сейчас довольно сложно. Это я могу сказать исходя из своего опыта и опыта моих знакомых. Не только в нашей стране так, но и за рубежом. Эти сложности касаются  и музыкантов, скульпторов, фотографов, театров, выставочных пространств, галерей и т.п. Поэтому сегодня надо поддерживать друг друга по возможности.

Photo1-186-4 (1)

Александра

– Как художник и иллюстратор я работаю в основном дома. На выходных занимаюсь живописью или рисую иллюстрации для стоков, поэтому пандемия скорее повлияла на посещение общественных мероприятий и занятий. А что касается творческой деятельности, то тут я продолжаю работать в своем привычном режиме. К сожалению, по известным причинам, был отменен ряд выставок, в которых я хотела участвовать.

Все материалы взяты из личных архивов художников.

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам. 

 

– В каких инициативах и благотворительных акциях ты участвуешь?

Photo1-184-4 (1)

Максим

– Я один из организаторов фестиваля SPRAVA и накануне «мы все умрем» занимался поиском партнеров проектов фестиваля. Была идея арт-резиденции, на которую очень хотелось найти финансирование. В итоге в первые дни «гибридного карантина» сделал стикерпак для Telegram под названием «Карантийные человечки», открывающий безграничные возможности для культурной паники и попутно популяризирующий мытье рук и физическое дистанцирование. Стикеры стали популярны, за неполный месяц более 20 000 человек их установило. Но мне вообще ни разу не полегчало. 

Руслан Вашкевич запустил благотворительный аукцион, который успешно закончился без моего участия. У меня не очень много работ на продажу. Я медленно работаю и быстро избавляюсь от содеянного. Ну и эта тема показалась мне неоднозначной. Как будто художники хотят доказать обществу, что способны приносить пользу, в то время как во время сопутствующий пандемии кризис ударил по ним жестко и тяжело, им самим не помешала бы поддержка. Мне, если честно, было жалко пожертвовать правому делу что-то из своих работ. 

Поэтому я пожертвовал свои пальцы. Объективно я хотел и сделать что-то полезное и получить индульгенцию на выход из норы. И я стал регулярно ходить в «Хакерспейс» собирать защитные щитки для медиков. Работа ни разу не творческая, довольно монотонная, общения не то, чтобы много: сидишь молча в маске аки «слуцкая ткачыха». Публика максимально разношерстная: ипэшники, продавщицы с «Острова чистоты», айтишники, швеи, сварщики и учительницы. Все классные! Когда я набил руку собирать один щиток за 1.3 минуты, верхние фаланги пальцев были покрыты мозолями и с них облезла кожа, мне определенно полегчало.

Во-первых, благодаря постоянной занятости я минимизировал «информационные атаки» Facebook и Telegram. Это помогло быстрее принять ситуацию и выработать некоторую толерантность к неопределенности. Во-вторых, дома дело пошло: я написал две работы, начал новую и задумал еще пару штук. Начал закрывать другие проекты.

Photo_07-2

Максим Осипов — стикеры из серии «Карантийные человечки» / 2020

Photo1-187-4 (1)

Василиса

– Я участвовала в благотворительном аукционе «Дзякуй!», который организовал Руслан Вашкевич и его команда. Он проходил на площадке объявлений «Куфар» и закончился 24 апреля. Деньги с продажи работ перевели в поддержку врачам, которые борются с COVID-19. В проекте участвовала моя графика «Друг». Она одна из серии графических работ, подчеркивающих тему звериного в человеке. В гротескной форме я работаю с «перевертнями», соединяю фольклорные образы и урбанистические субкультуры, помещаю их в современную среду, тем самым, создавая свою мифологию. Сложно сказать, что проект на меня повлиял, скорее, я сама влияю на проекты, основываясь на разных факторах: внешних, психологических, резервных и т.п..

Photo_08

Василиса Полянина — «Друг» / графика / 2018

Photo1-188-4 (1)

Катя

– Сейчас я участвую в проекте «Самоизоляция OFF» от Moving Art Factory.

Идея проекта в том, чтобы показать, как художник смотрит на жизнь во время самоизоляции. По условиям проекта результат я смогу показать только на выставке, которая случится после окончания пандемии. Могу лишь сказать, что идею неосознанно я повторяла вслух уже лет десять. Если удастся посетить выставку, ищите мою работу, все сразу станет понятно. Я впервые являюсь частью такого большого проекта, где одну тему переосмысляет такое количество людей. Заметила, что невольно сравниваю себя с другими участниками в профессиональном плане. И меня это подстегивает. Я вновь взялась за прокачивание своих знаний и умений. Во всем стараюсь видеть плюсы.

Между_мирами,_40х40,_2019_Катя_Ши_@art_kateshi (1)

Катя Ши — «Между мирами» / 40 х 40 см / 2019

Photo1-185-4

Лизавета

– В последнее время появилось много инициатив и благотворительных акций, направленных на поддержку творчества. Я уже приняла участие в нескольких из них. Например, проект #АртНаКарантине, организованный ребятами из Artonist. У меня была серия работ, посвященная разным странам. Я решила поделиться ими за весьма символическую стоимость с такими же страдающими без путешествий людьми, как я. В итоге несколько работ теперь радуют чей-то глаз и украшают дом, а я заработала себе на бумагу и краски. Также поддержала несколько культурных пространств и инициатив на площадке Molamola. Считаю это очень важным делом, так как художникам нужен зритель, нужны реальные выставки, а не только виртуальные. В этом плане свободные арт-пространства и галереи ничто не заменит.

Photo_10

Лизавета Антропова — «Музей Орсе» / акварель / 2019

Photo1-186-4 (1)

Александра

– Я стараюсь участвовать в онлайн-выставках и конкурсах, чтобы не выпадать из поля зрения. Например, недавно участвовала в выставке Lockdown от вашего журнала. Интересным опытом стало участие в благотворительном аукционе «Дзякуй!». У меня купили работу из серии «Птицы». Очень приятно осознавать, что мое творчество послужило благим целям. Работу для аукциона я не рисовала специально, но когда я обдумывала, какую именно картину отдать, то практически сразу решила, что это будет птица — символ легкости и свободы.

Bird_17

Максим Осипов — стикеры из серии «Карантийные человечки» / 2020

– Появилось ли больше людей заинтересованных в твоем творчестве? Удалось ли продать работы во время пандемии?

Photo1-184-4 (1)

Максим

– Будучи индивидуальным предпринимателем, я зарабатываю, в основном, оказанием услуг, связанных с маркетингом, и кризис вдарил по всем моим клиентам незамедлительно. Часть платежей сдвинулось, и я вынужден был продать работу, которую изначально не планировал продавать. Другие продажи под вопросом, так как накануне пандемии я собирался делать персоналку в «Корпусе» в рамках их нового проекта, но пандемия поставила под вопрос существование как «Корпуса», так и других площадок. Экспозиция онлайн в моем случае малоэффективна. Мне придется ждать. Думаю, долго.

Photo1-187-4 (1)

Василиса

– За этот период я продала одну работу на аукционе. Есть люди, которые пишут и проявляют интерес, но на этом пока все. У меня появилось больше подписчиков за счет рекламы на разных артовых инстаграм страницах и интервью, но не думаю, что именно пандемия на это повлияла.

Photo1-188-4 (1)

Катя

– Недавно в своем аккаунте Instagram я устраивала распродажу некоторых своих картин. Скидки были от 20 до 35 %, продала три картины из пяти. Результатам рада. Или люди все-таки любят скидки, или просто так благополучно сложились обстоятельства. 

Ещё я выполняю заказы, которые получила в марте, до того, как мир остановился.

Новые заказы в стадии обсуждения. Скажу так: кто не мог или не хотел покупать арт до пандемии, не покупает его и сейчас. А те, кто мог, продолжает это делать. Работы у меня и знакомых коллег не стало меньше.

Photo1-185-4

Лизавета

– Что касается подписчиков, заказчиков, покупателей, то какого-то особенного роста, связанного с этим периодом, я не заметила. Они добавляются как обычно. Просто теперь пришлось больше перейти в онлайн, проводить прямые эфиры, общаться с единомышленниками через интернет, работать над контентом соцсетей. Думаю, рост подписчиков связан скорее с этим. 

Photo_09

Лизавета Антропова — «Милан» / акварель / 2019

Photo1-186-4 (1)

Александра

– Моя аудитория действительно стала шире. Пока это не повлияло на количество продаж, но в любом случае мне приятно. 

– Можно ли сказать, что самоизоляция пошла на пользу тебе как художнику? Есть ли ощущение, что пандемия сплотила творческих людей Беларуси?

Photo1-184-4 (1)

Максим

– У меня пока еще нет четкой позиции по этому вопросу. С одной стороны, любой глобальный epic fail обладает очищающим и облагораживающим эффектом. С другой — то, что нас убивает — действительно нас убивает.  А то, что не убивает, зачастую делает из нас гвозди. А хочется остаться людьми, способными как не сгибаться под страшными обстоятельствами, так и распускать нюни и расслабляться. 

Это лично мое ощущение, но наши художники в принципе не склонны сплачиваться. Разве что кучковаться, как котики на канализационном люке во время заморозков. Каждый наш художник — он как Мисс Вселенная, а Мисс Вселенные между собой не дружат. В моем кругу общения художников можно сосчитать на пальцах одной руки. И едва ли какая-то пандемия это изменит. Какая-то небольшая, но определенно значительная часть людей (не «творческих», а просто разных людей) сплотилась. Они не ноют, не истерят, никого не разоблачают, у них нет на это времени: они работают. И это воодушевляет. 

Photo1-187-4 (1)

Василиса

– Из-за того, что самоизоляция продолжается и, скорее всего, продлится еще долго, рано делать какие-то заключительные выводы о ее влиянии на мою работу. Я могу сказать точно, что ощущение тревоги за семью и близких людей, а также разочарование в бездействии и халатности нашего государства однозначно усугубляет общее психологическое состояние. Сейчас каждый человек более чем ответственный за себя и за свое окружение. Многие люди боятся уходить с работы или брать отпуска за свой счет, продолжая каждый день подвергать себя и других большому риску. Это говорит о том, что страх перед «управляющим начальством» выше страха самосохранения. Создается ощущение, что у среднестатистического беларусского человека подавились естественные инстинкты выживания. Безусловно, на решение людей влияет и отсутствие «финансовой подушки», потому здесь каждый решает за себя: занять денег, если нет отложенных на отпуска, новую технику и т.п., или подвергаться риску. Конечно, хватает людей, которые максимально честно стараются изолироваться и беречь себя, но, к сожалению, их не большинство. Потому, с одной стороны, я ощущаю сплочение вокруг художественной и около художественной среды, с другой — не могу игнорировать того, что происходит вне неё. 

Из классных новостей в самоизоляции то, что многие международные арт-платформы открыли онлайн-доступ к фильмам, концертам, спектаклям, которые в обычных условиях не доступны. Это, конечно, шикарно! Отменяются выставки и фестивали или переходят в онлайн режим, но появляются новые онлайн резиденции для художников, что очень вдохновляет и стимулирует.

Сейчас я подаю много заявок на арт-стипендии и программы, поддерживающие художников. Но самая большая поддержка для меня — это родные и близкие люди, моя собака и возможность заниматься любимой работой. 

Photo1-188-4 (1)

Катя

– Да, могу! Я замедлилась. Это дает возможность подумать, что я могу посредством творчества сказать и себе, и окружающим, чему еще я хочу научиться. Плюс пандемия показала, что действительно является в жизни ценностью. Думаю, это осознание отразится на мне, и, как следствие, на моей работе.

Сплотила ли пандемия творческих людей? Да, определённо! Общая проблема объединила нас. Например, я участвую в нескольких творческих задумках, а ещё в первой онлайн-выставке вашего журнала. Это прекрасно! Сейчас огромное количество художников Беларуси участвует в проекте от Artonist, выкладывая свои работы под тегом #АртНаКарантине. Этот проект облегчил не только поиски заказчиков, но и позволил художникам легко находить друг друга, знакомиться. Я думаю, что это здорово. Все закончится, а опыт останется.

Photo1-185-4

Лизавета

– В общем самоизоляция не пошла на пользу мне, как художнику. Она внесла дополнительные хлопоты и ограничения, нарушила привычный образ жизни и режим дня. Но присутствует ощущение, что вся эта ситуация сплотила творческих людей. Многие устраивают распродажи своих работ, открывают доступ к онлайн-урокам, проводят бесплатные обучающие эфиры, занимаются благотворительностью, хотя сами нуждаются в помощи, художники поддерживают инициативы, такие как «Арт Проездной», например, в свою очередь арт-площадки помогают художникам в продаже работ. 

Надеюсь, скоро мы все вернемся к прежней жизни, съездим вместе на пленэр, устроим крутые мероприятия, повеселимся на открытии чьей-нибудь выставки! 

Photo1-186-4 (1)

Александра

– В какой-то степени пандемия действительно сплотила творческих людей. Слежу за коллаборациями в самых различных сферах. Здорово, что большее развитие приобретает медиаискусство. Хотя мне, как художнику, который непосредственно работает с материалом, все-таки не хватает офлайн-мероприятий и возможности показать свои работы живьем, потому что ни одна цифровая репродукция не способна сравниться с оригиналом.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Похожие материалы

В культурной среде Минска появилось новое арт-пространство — M.A.F.
Интервью, 25.05.2020 | АРТ-ПЛОЩАДКА | БЕЛАРУСЬ
Андрей Ярошевич
Интервью | ГРАФИКА | БЕЛАРУСЬ

 

 

КАНТАКТЫ

 

САЧЫЦЕ ЗА НАМI

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Выкарыстанне матэрыялаў або фрагментаў матэрыялаў
магчыма толькі з пісьмовага дазволу рэдакцыі. 


 

 

 

 

 

 

КОНТАКТЫ

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.