Кто ты без своего Малевича? Ну… живописец, график, иллюстратор. Как Лев Юдин познакомился с Малевичем, зачем ездил в НКВД и почему не попал на свою персональную выставку

Арт-Беларусь + Chrysalis Mag  |  БЕЛАРУСЬ  |  УНОВИС  |  СУПРЕМАТИЗМ  |  21.07.2020

Кто ты без своего Малевича? Ну… живописец, график, иллюстратор. Как Лев Юдин познакомился с Малевичем, зачем ездил в НКВД и почему не попал на свою персональную выставку

Арт-Беларусь + Chrysalis Mag  |  БЕЛАРУСЬ  |  УНОВИС  |  СУПРЕМАТИЗМ  |  18.07.2020

Кто ты без своего Малевича? Ну… живописец, график, иллюстратор. Как Лев Юдин познакомился с Малевичем, зачем ездил в НКВД и почему не попал на свою персональную выставку

Арт-Беларусь + Chrysalis Mag  |  БЕЛАРУСЬ  |  УНОВИС  |  СУПРЕМАТИЗМ  |  21.07.2020

21 июля в галерее «Арт-Беларусь» открывается выставка «Направление движения». В качестве экспозиции выставки в QR-кодах будут представлены картины художников объединения УНОВИС из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Совместно с галереей мы выпускаем серию партнерских материалов, в которой рассказываем о художниках выставки «Направление движения». Этот текст о Льве Юдине, чья работа «Голова» представлена на выставке.

logo-v3-short2 (1)
2020-07-08 16.34.13 (1)

Лев Юдин — «Голова»
Холст, масло / 55 х 40 см / 1921 

Лев Юдин — «Голова»
Холст, масло / 55 х 40 см / 1921 

p1-2-20

Лев Юдин
(1903-1941)

Лев Юдин — живописец, график и иллюстратор из Витебска. Один из последователей Казимира Малевича, член УНОВИС, участник группы живописно-пластического реализма.

Как Юдин познакомился с Малевичем в Витебске 

Лев Юдин родился в 1903 в Витебске. Там же в возрасте 16 лет он поступил в Витебское художественное училище, где и познакомился с Казимиром Малевичем. Стоит заметить, что Малевич был не единственным известным художником, преподававшим там, и Юдин успел поучиться у Яниса Тилбергса, Нины Коган, Давида Якерсона и Веры Ермолаевой. Юдин очень сблизился с Малевичем во время учебы и уже тогда начал вести свой знаменитый дневник, о котором мы расскажем в конце. В 1920 вступил в УНОВИС. Через два года вместе с Малевичем и другими членами объединения Лев переехал в Петроград. В 1922-1923 годах участвовал в выставках УНОВИСа в Витебске и Москве.

Что было после переезда в Петроград 

В Петрограде Юдин продолжил обучение и поступил во ВХУТЕМАС.

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — это учебные заведения, которые были созданы в Москве, Петрограде и других городах России после революции 1917 года. ВХУТЕМАС противопоставлялись старорежимному академическому искусству. Основными принципами таких заведений были свобода искусства и наличие выборов руководителей творческих мастерских.

На общем курсе ВХУТЕМАСА Юдин учился всего год, а после стал сотрудником Государственного института художественной культуры, директором которого был Малевич. Этот институт —  научно-исследовательская организация и одновременно творческое объединение. Вплоть до закрытия института в 1926 году Юдин был ассистентом Малевича. Он занимался исследованием кубизма и руководил лабораторией формы. 

В 1927-1934 годах Юдин входил в группу живописно-пластического реализма.

Группа живописно-пластического реализма — ленинградское художественное объединение, которое состояло из бывших членов УНОВИСа и занималось развитием идей Малевича.

Группа никогда не была зарегистрирована официально, а все их выставки проходили в квартире у Ермолаевой. Неформальные просмотры и обсуждения вызвали подозрения у действующей власти, многих художников вызывали в НКВД. В 1935 году часть участников объединения были признаны виновными в пропаганде антисоветских идей в попытке организовать вокруг себя прозападную интеллигенцию. Некоторые художники, в их числе Лев Юдин, проходили по этому делу только как свидетели.

Примерно в это же время он делал иллюстрации для известнейших детских журналов «Чиж» и «Ёж». Юдин не только рисовал, но и вырезал без предварительного силуэта фигуры со сложными силуэтами. Скорее всего, рейзеле — еврейский аналог беларусской вытинанки — его научила мать. Иллюстрируя тексты поэтов-новаторов Хармса и Введенского, тонко передавал интонационные фигуры.

Почему Юдина не было на его первой персональной выставке

Широкими массами Юдин как самостоятельный художник был оценен довольно поздно. Первая персональная выставка прошла в 1973 году. К сожалению, уже после смерти художника. Когда началась Великая Отечественная война, Юдину было 38 лет. Он был мобилизован и погиб в своем первом бою в 1941 году.

Юдин что-то постоянно писал. А что именно?

На протяжении почти всей своей творческой жизни Лев Юдин вел дневники. Его записи являются ценностью по двум причинам. 

Первая — это, конечно же, Малевич. Свои дневники Лев начал вести еще во время учебы в Витебске. В них подробно зафиксированы лекции Малевича, его художественные идеи и творческие методы. Расшифровка дневников дает массу ранее неизвестных фактов и подробностей о творчестве Малевича.  

Вторая причина — дневники раскрывают Юдина как самостоятельного художника, а не только последователя Казимира Малевича. В записях есть и собственные гипотезы автора, его переживания и наброски новых работ. Складывается впечатление, что Лев был очень рефлексирующим и требовательным к себе художником. Например, в 1921 году он написал вот это: «Вечер. Работал. Ничего не выходит. Пока только четыре рисунка старых меня удовлетворяют. После них все вещи слабы, необдуманны, пусты и ничтожны».

Его дневники вместе с письмами и заметками современников были опубликованы в 2018 году. Книга называется «Лев Юдин. Сказать — свое…», ее созданием занималась специалистка по истории русского авангарда Ирина Карасик.

Другие работы Льва Юдина

Другие работы Льва Юдина

2020-07-14 12.54.40

Без названия

2020-07-14 12.54.47 (1)

«Кубизм» / холст, масло / 42 х 28 см / 1910-1920-е

2020-07-14 12.54.34

«Голубой натюрморт» / холст, масло / 35,7 х 53,3 см / 1930-е

143351114_1930e_Lesnoy_cirk_Cvetnaya_avtolitografiya

«Лесной цирк» / цветная автолитография / 1930-е

Материалы взяты из личных архивов галереи «Арт-Беларусь». Часть изображений взята из блога «Мастера «УНОВИСа».

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Остальные материалы серии «УНОВИС»

Остальные материалы серии «УНОВИС»

 

 

КАНТАКТЫ

 

САЧЫЦЕ ЗА НАМI

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Выкарыстанне матэрыялаў або фрагментаў матэрыялаў
магчыма толькі з пісьмовага дазволу рэдакцыі. 


 

 

 

 

 

 

КОНТАКТЫ

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ

INSTAGRAM       TELEGRAM       TIKTOK       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2024
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.