В последнее время многие беларусы вынуждены уезжать за границу из-за политической обстановки. Но так ли легко освоиться в чужой стране? Автор Chrysalis Mag поговорила с художницей из Гродно, которая недавно открыла галерею в Варшаве. Юля поделилась своим опытом переезда в Польшу и дала несколько советов молодым авторам, которые сейчас оказались в новой для них стране.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
– Ты ведь недавно открыла галерею. Расскажи, пожалуйста, как тебе это удалось? Какое для неё планируешь будущее?
– Да, открыла совсем недавно! Несколько месяцев занималась ремонтом и оформлением документов. Но изначально такой идеи не было. Я хотела студию, однако все сложилось волшебным образом: место, где сейчас расположена галерея, было моим первым местом работы в Варшаве. Это был винтажный магазин, где я помогала по мелочам и вела инстаграм. Но настоящей ценностью для меня было общение с хозяйкой бизнеса: невероятная женщина с интересной судьбой и добрым сердцем. Позже она заболела и магазин пришлось закрыть. Она хотела передать это место человеку, в которого верит. Так и случилось, что августе прошлого года я начала думать, что сделать с этим помещением.
Я училась в ЕГУ на арт-менеджменте, поэтому что-то вспоминаю, работая над галереей. Хотя с реальностью это мало связано. Да и изначально я создавала студию — видела в этом гармоничное развитие, так как весь год продажи моих картин шли хорошо. Но потом передо мной встал вопрос: «Зачем мне студия в центре города с сумасшедшей арендой?». Настало время думать, как более рационально использовать пространство.
В рамках галереи планирую заниматься аукционами. По такому принципу в Польше работает большинство галерей. Буду выставлять беларусских художников и не только, проводить мастер-классы по мастихиновой живописи.
К сожалению, сейчас из-за карантина невозможно пригласить на мероприятие более пяти человек. Это ставит определенные рамки. Но я не сдаюсь, и первое, что собираюсь сделать, организовать выставку Руфины Базловой и Вадика Фина. К выбору экспозиции стараюсь подходить серьезно. Организовывать выставки буду либо по большой любви, либо за большие деньги. С такой-то стоимостью аренды! (улыбается). Еще четко понимаю, что не хочу брать работы исключительно по дружбе. Галерея — это бизнес и смешивать его с личной жизнью не стоит.
– Руфина и Фин по большой любви? Темы экспозиций будут связаны с беларусским протестным искусством?
– Работы Руфины — это сочетание идеи, вкуса, лаконичности и иронии. Элегантно, красиво и актуально сейчас не только для беларусов, но и поляков. Собственно, эта тема актуальна во все времена. Противостояние системе и жестокости — изобретение не 2020-го года.
Фин — один из моих любимых беларусских художников, с его выставкой не хочу затягивать (улыбается). Я вижу, как этот человек постоянно растёт и развивается. В его работах хочется разбираться, их хочется читать, путешествовать внутри полотен — это умное и, безусловно, интересное искусство. Верю в него как в творческую единицу.
– Давай вернемся на несколько лет назад. Почему ты переехала в Польшу? С чего ты начала, когда только-только перебралась в эту страну?
– Я ехала в Испанию через Польшу на свою выставку. И по пути влюбилась, поэтому сразу после Барселоны я вернулась в Варшаву. Взаимоотношения с бывшим парнем дали возможность и время понять, куда и как двигаться. За что я ему до сих пор очень благодарна. Сразу пошла на курсы польского, но первое время общалась на английском. Поначалу хорошим подспорьем были заказы из Беларуси. Но я времени не теряла — гуглила галереи Варшавы и рассылала портфолио, гуляла по городу и заходила в каждую галерею. Сразу начала участвовать в местных аукционах. Это самое первое и простое, что я советую.
Аукционы молодого искусства проходят тут ежемесячно, можно подаваться от нескольких галерей одновременно как художник. Система такая: галерея принимает работу на комиссию, если работа продается, то художник получает 60% от суммы. Это стандартно. Есть стартовая цена в 250 $, но картина может уйти намного дороже. В любом случае это уже ежемесячный доход.
Делюсь парочкой аукционов, с которыми можно сотрудничать:
– Что посоветуешь молодым беларусским художникам?
Переезды бывают очень разными, я делюсь только своим опытом.
Первое — это язык, чем быстрее ты его освоишь, тем проще будет. Например, я учила с нуля и только через полгода пошла работать флористом. Хоть и с картинами все складывалось хорошо, но я все равно жалею, что не окунулась в языковую среду раньше. Это было бы однозначным плюсом.
Для выхода на стабильный доход художнику из другой страны нужно некоторое время, чтобы его заметили. Но пока ты набираешь вес, обязательно нужно идти работать, общаться и учиться. Потому что твой социальный капитал, умение общаться — это база, на которой ты в последующем строишь свою карьеру. Быть везде, во всем участвовать, спрашивать, интересоваться. Если ты готов учить людей рисовать — учи обязательно! Вот и отличный вариант работы.
Рассылать портфолио по всем галереям подряд, ходить по арт-пространствам, кафе, ресторанам, отелям и предлагать свои работы. Ты получишь тысячи «нет», но и тысячи «да» — результат обязательно будет. Тут люди легко идут на контакт, поэтому, например, выставку в неформальном арт-пространстве сделать достаточно легко. Да и в галерею на реализацию тоже могут взять картины.
Вот с выставками сложнее: твои работы должны либо сильно приглянуться, либо ты должен заплатить, чтобы тебе организовали выставку. Большинство галерей здесь коммерческие, поэтому все зависит от вкуса владельца. Нужно понимать, что ты никому не обязан нравиться. И отказ не означает, что ты плохой художник, просто это не твое место или не твое время. Есть еще один важный нюанс: выставиться в галерее — не значит что у тебя что-то купят. Порой выставка в хорошем торговом центре приносит море клиентов и полезных контактов. А выставка в галерее — это плюс для портфолио. Я советую действовать в обоих направлениях, не забывая об аукционах и галереях в других городах.
Важно понимать специфику вкуса той или иной страны. Например, в Беларуси и Германии у меня отлично уходит «мрачняк». А когда я переехала в Варшаву, то слышала первые два месяца только: «Ой! Это так темно, мрачно, это не продастся».
Я довольно конкретно разделяю то, что делаю для продажи на аукционах, и то, что делаю для выставки. Во всем своя специфика, в том числе в подходе: выборе формата, цвета и сюжета. Но, главное, я остаюсь искренней в своем творчестве в обоих случаях.
Был период, когда я вставала в шесть утра и рисовала, затем шла на работу как флорист, возвращалась и снова садилась за мольберт. И все выходные занималась только живописью. Аукционы, заказы, выставки — не скажу, что я не выгорала, порой было трудно.
Мой подход прост — делать много и во всех направлениях, нельзя отчаиваться и нельзя останавливаться!
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Биография:
Юлия Стратович — художница из Гродно, работает в технике мастихиновой живописи, участница выставок в Беларуси и Европе, владелица галереи Poznańska24 в Варшаве.
Образование:
ГрГУ, «Романо-германская филология», 2011;
Международная школа флористики «Николь», Москва, 2013;
ЕГУ, «Теории и практики современных искусств», 2014.
Контакты:
Site
Instagram 1
Instagram 2
Facebook
Все материалы взяты из личных архивов художника.
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
Похожие материалы