21 июля в галерее «Арт-Беларусь» открывается выставка «Направление движения». В качестве экспозиции выставки в QR-кодах будут представлены картины художников объединения УНОВИС из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Поэтому Chrysalis Mag решил подготовить для Вас серию партнерских материалов о художниках УНОВИС. В этом тексте мы расскажем про Евгению Магарил — уроженку Витебска, дочь печника и ученицу Малевича. Отучившись в Витебском училище во времена УНОВИС — «Утвердителей нового искусства», большую часть своей долгой и непростой жизни она провела в Ленинграде. Если для большинства членов УНОВИС основным творческим методом был супрематизм, то работы Евгении Магарил не похожи ни на Малевича, ни на Лисицкого. А вот на что похоже — попробуй, о пытливый зритель, понять сам.
21 июля в галерее «Арт-Беларусь» открывается выставка «Направление движения». В качестве экспозиции выставки в QR-кодах будут представлены картины художников объединения УНОВИС из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Поэтому Chrysalis Mag решил подготовить для Вас серию партнерских материалов о художниках УНОВИС. В этом тексте мы расскажем про Евгению Магарил — уроженку Витебска, дочь печника и ученицу Малевича. Отучившись в Витебском училище во времена УНОВИС — «Утвердителей нового искусства», большую часть своей долгой и непростой жизни она провела в Ленинграде. Если для большинства членов УНОВИС основным творческим методом был супрематизм, то работы Евгении Магарил не похожи ни на Малевича, ни на Лисицкого. А вот на что похоже — попробуй, о пытливый зритель, понять сам.
Евгения Магарил — «Девушка за столом с цветами»
Акварельная бумага, смешанная техника (литографский карандаш) / 41,9 х 28,3 см / 1946
Евгения Магарил
(1902-1987)
Евгения Магарил, хотя училась у К. Малевича и входила в состав витебского объединения УНОВИС, пожалуй, была наиболее далека от идей супрематизма. В то время как её коллеги-«утвердители» доходили до элементарных частиц формы — простой геометрии, сюжеты работ Магарил понятны, а образы — конкретны. Если это голова пионера, то голова пионера, а не какой-нибудь там круг или линия. Тем не менее, чиновники, исключив её из Союза художников СССР «за несоответствие методу социалистического реализма» в 1952 году, будто почуяли веяние авангарда в ее работах.
К сожалению, почти ничего не известно о витебском периоде творчества художницы, хотя именно этот город — её родной. Отучившись в Витебском народном училище, Магарил отправилась в бывшую Академию художеств в Петрограде, в мастерскую пространственного реализма М.В. Матюшина. Здесь и сформировалась её творческая методика. Матюшин и его ученики, включая Евгению Магарил, к 1930 году оформились в группу КОРН («Коллектив расширенного наблюдения»). Участники группы экспериментировали в области пространственно-световой среды, изучали восприятие цвета. Матюшин вспоминал о Магарил, как «стихийно талантливой», отмечая, правда, «нехватку организованного подхода». Что бы это значило, сейчас уже сложно сказать. Возможно, художница уходила за рамки матюшинской цветовой теории, отталкиваясь больше от натуры, от жизни. В цветовые раскладки КОРНа она, видимо, тоже так до конца и не вписалась.
Параллельно с этим Магарил продолжала работать с Малевичем в качестве сотрудницы ГИНХУКа. В живописи Евгения Магарил передавала свет через цветовые пятна, а не линии. Она избегала открытых цветов, выбирая более светлые или приглушенные оттенки. Особенно это заметно в её поздних работах. Неудивительно, что излюбленной её техникой стала акварель. В 1927-1929 гг. Магарил работала главным художником на текстильной фабрике, а с 1929 года преподавала рисование в школах.
Художница пережила первый год блокады Ленинграда. В это время она создала серию работ, посвящённую жизни осаждённого города, в акварели и в самодельной смеси из угля, сажи и масла. С 1942 г. и до конца войны проработала в эвакуации в Бийске. К сожалению, большинство довоенных работ были в это время утрачены.
После войны художница продолжила учить детей рисунку. В 1960-е гг. она также сотрудничала с экспериментальной литографской мастерской при Лениградском отделении Союза художников СССР. С конца 1950-х гг. авангардизм 20-х перестал быть запретной темой в СССР. Магарил восстанавливают в Союзе художников, в 1974 и 1984 гг. прошли её персональные выставки. В то же время она всегда оставалась сама по себе. Власти её не трогали, но и не одаряли, а нонконформистам 1970-х-1980-х интереснее были её более знаменитые коллеги. Остаток жизни она прожила в обычной ленинградской коммуналке. После ее смерти судьба творческого наследия была трагична: из-за пожара в мастерской Магарил три четверти ее работ было утрачено.
Евгения Магарил являет собой пример стойкого следования своему творческому кредо в недружественном окружении, но и по сей день остаётся, во многом незаслуженно, в тени своих учителей.
Другие работы Евгении Магарил
Другие работы Евгении Магарил
«Женский портрет» / бумага, акварель / 43,2 х 33 см / 1965
«Осенний букет» / бумага, акварель / 63 х 48,2 см / 1978
Без названия
«Сидящая модель» / бумага, акварель / 1970-е
«У причала» / бумага, акварель / 45 х 62,2 см / 1969
Материалы взяты из личных архивов галереи «Арт-Беларусь». Часть изображений взята с сайта Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП).
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
Остальные материалы серии «УНОВИС»
Остальные материалы серии «УНОВИС»