«Как только чему-то научился — бросай и начинай все сначала». Кирилл Хлопов об учебе в Глебовке, арт-рынке, работах и собственном стиле
Интервью | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | ЖИВОПИСЬ | 22.09.2021
«Как только чему-то научился — бросай и начинай все сначала». Кирилл Хлопов об учебе в Глебовке, арт-рынке, работах и собственном стиле
Интервью | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | ЖИВОПИСЬ | 22.09.2021
Если вы успели сходить на «Арт-Минск» этого года, то в главном зале на Козлова, 3 точно встречали The Young Swimmer Хлопова — работу художника из узнаваемой серии пловцов. Она же и была замечена на самом популярном снимке с открытия фестиваля, где, кроме картины, были еще две фотографирующие бабушки. Автор журнала поговорила с Хлоповым: в неформальной беседе он поделился историей той популярной фотокарточки, мыслями об учебе в перестройку у Тишина, Близнюк и Залозной — трёх известных художников старшего поколения — работе для денег и его выставочных проектах, в том числе персональной выставке Stop Motion, которая до 26 сентября проходит в галерее «Мастацтва».
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Об истории со снимком
– Совершенно случайно выяснилось, что две бабушки на самом популярном снимке с открытия «Арт-Минска» — ваши родственницы.
– Снимок с бабушками прекрасен, да, это мои тети по маминой линии. Слева в берете Валентина Дончик, ей 86 лет, справа от нее — Софья Дончик, ей 80 лет. Это жена и родная сестра журналиста, публициста, писателя Валентина Дончика. После открытия «Арт-Минска», они позвонили моей маме и доложили, что были на выставке, отчитались, что «засняли парня в трусах» (работа Кирилла Хлопова, представленная на «Арт-Минске», прим.) и расстроились, что поздно узнали про коллекцию Белгазпромбанка на третьем этаже.
Фото: Анна Шарко
О Глебовке, Тишине, Залозной и разучивании академическому реализму
– Вы закончили Глебовку, учились у Натальи Залозной и Игоря Тишина. Расскажите о них, как о преподавателях.
– На вопрос, где я учился, всегда отвечаю: «Не важно где, важно у кого». Тишин и Залозная устроились преподавать в МХУ как только я поступил, и дружно уволились оттуда после четырех лет: отучили наш курс и ушли. Остались Алла Близнюк и Галина Романова. Именно эти преподаватели поломали мозг учащимся: все они были революционерами и благодаря им студенты могли развиваться в разных направлениях. Тишин вел другую группу, основными преподавателями у меня все-таки были Близнюк и Залозная. В параллельной группе завидовали тому, что у нас сразу два крутых преподавателя, а у них один только один (улыбается).
О Глебовке, Тишине, Залозной и разучивании академическому реализму
– Вы закончили Глебовку, учились у Натальи Залозной и Игоря Тишина. Расскажите о них, как о преподавателях.
– На вопрос, где я учился, всегда отвечаю “Не важно где, важно у кого”. Тишин и Залозная устроились преподавать в МХУ как только я поступил и дружно уволились оттуда после четырех лет: отучили наш курс и ушли. Остались Алла Близнюк и Галина Романова. Именно эти преподаватели поломали мозг учащимся: все они были революционерами и, благодаря им, студенты могли развиваться в разных направлениях. Тишин вел другую группу, основными преподавателями у меня все-таки были Близнюк и Залозная. В параллельной группе завидовали тому, что у нас сразу два крутых преподавателя, а у них один только один (улыбается).
Групповое фото студентов МХУ во время фотоакции «Фотосалон» / 1990
Тишин, Залозная и Близнюк иногда находились в разъездах, уезжали из Беларуси на художественные проекты, выставки и пленэры, поэтому подменяли один одного. Таким образом, у меня преподавали сразу трое сильнейших мастеров, дававших свободу во всём. «Мы вас не учим, мы вас разучиваем», — говорили они студентам.
Прежде всего, они разучивали нас догмам беларусского академического реализма, навязанного системой обучения. В Академии искусств их этому научил Хадыко.
Наши преподаватели были действующими художниками, мы наблюдали за их работой, ходили к ним на выставки. Мы им верили.
Вовсю шла перестройка, группа отступала от программы и параллельно с академическими знаниями мы занимались акциями, изучали современное искусство XX века.
Прежде всего, они разучивали нас догмам беларусского академического реализма, навязанного системой обучения. В Академии искусств их этому научил Хадыко.
Наши преподаватели были действующими художниками, мы наблюдали за их работой, ходили к ним на выставки. Мы им верили.
Вовсю шла перестройка, группа отступала от программы и параллельно с академическими знаниями мы занимались акциями, изучали современное искусство XX века.
Перформанс «Барокко» / студенческий программный проект, выставка в МХУ, серия бароккальных композиций, таких как фотосессия на крыше минского дома
Казалось бы, вольнодумство и отступление от программы могло негативно повлиять на успеваемость, но преподаватели в нас тоже верили, ставили высокие оценки. Мы бесконечно выставлялись, участвовали в проектах, выходили на улицы, получали хорошую стипендию, позволявшую выезжать в Россию, когда туда только-только начали привозить мэтров современного европейского искусства.
Как только мы слышали, что приехал Йозеф Бойс, (Гюнтер) Юккер или (Фрэнсис) Бэкон, сразу брали билет в общий вагон, и на все выходные Москва/Питер наш. Мы не просили у родителей денег, все покрывала стипендия Глебовки.
Казалось бы, вольнодумство и отступление от программы могло негативно повлиять на успеваемость, но преподаватели в нас тоже верили, ставили высокие оценки. Мы бесконечно выставлялись, участвовали в проектах, выходили на улицы, получали хорошую стипендию, позволявшую выезжать в Россию, когда туда только-только начали привозить мэтров современного европейского искусства.
Как только мы слышали, что приехал Йозеф Бойс, (Гюнтер) Юккер или (Фрэнсис) Бэкон, сразу брали билет в общий вагон, и на все выходные Москва/Питер наш. Мы не просили у родителей денег, все покрывала стипендия Глебовки.
Я горжусь школой того периода, жаль, что позже талантливые преподаватели эмигрировали или ушли из училища, такой энергии и такого мощного поколения преподающих художников в МХУ больше не наблюдалось. У каждого по-разному сложилась судьба, но все эти преподаватели остались художниками.
«Прикладная кинетика» / выставка в МХУ
Уничтожение МХУ / 02.09.2010
Об арт-рынке в Беларуси
– Художник должен уметь продавать работы?
– В Беларуси с арт-бизнесом все не очень — его нет. Кураторство находится на начальном этапе, галерей становится все меньше, сейчас это исчезающий вид. Прекрасно, если бы были образовательные программы для художников о том, как продавать искусство. Необходимо, чтобы автор знал процесс ценообразования, знал свое место в арт-рынке. Все имеет систему, и важно понимать, чего ты стоишь, чтобы избежать ложных амбиций. Есть талантливые художники, которые могут отдать работы за бесценок, а есть бездарные авторы, но хорошие маркетологи, продающие картины за тысячи долларов. Продажи — это ремесло, которое нужно осваивать, чтобы без сомнения знать, сколько стоит твой труд. Но одно дело продажи, другое — творческий процесс. Конечно, лучше всего художнику иметь свой инкубатор, где он может творить и не думать о продажах, но краски-то нужно покупать за что-то.
О работе для денег
У меня есть работа для денег, я занимаюсь графическим дизайном в частной компании. Живопись — дорогое удовольствие, художнику в Беларуси необходим заработок, но еще важнее для меня общаться с людьми. На мой взгляд, чем шире круг, тем лучше. Художественная практика требует одиночества и тишины, а общение нужно, чтобы понимать мир и с ним взаимодействовать.
О поиске стиля
Стиль для меня — понятие ограниченное. Нас учили: как только чему-то научился — бросай и начинай все сначала. Только так можно быть интересным и живым, не бояться меняться. Быть правдивым важнее.
Все узнают меня по серии пловцов, но я никогда не искал свой стиль, меня это совершенно не интересовало и даже пугало. Во время учебы я старался подражать и классике, и авангарду, и древнему искусству, ломать себя. Когда перелопатишь все это во всех свойствах и выражениях и оставишь идею поиска стиля, тогда и начинает проявляться то, кем ты есть сейчас. Энергия управляет художником, а не форма.
О собственном выставочном проекте
– Давайте поговорим об «Арт-Морже». Что это за место и как получилось, что кафе с мороженым на несколько лет стало чуть ли не главным выставочным пространством для художников-нонконформистов?
– У моей хорошей знакомой было свое кафе «Морже» на Сурганова. Когда-то в студенчестве на этой же улице было кафе, где собирались актеры, студенты, художники. Там сложилась культурная среда и люди могли проводить время за разговорами об искусстве. Мне захотелось сделать похожее место.
В «Арт-Морже» выставлялись зрелые авторы, чьи работы вы никогда не увидели бы в Минске или молодые авторы без художественного образования, но с прущим талантом. Я внутренне дал себе год на этот проект, на кураторство. Во-первых, мне было интересно понять художников-нонконформистов. Во-вторых, я рассчитывал на окультуривание аудитории, которая не сталкивалась с «непонятным» искусством.
Художников находил по-разному: Инстаграм, слухи, выставки, общение с людьми искусства. К выставкам делал буклеты, раскладывал на столиках в кафе.
Однажды посетитель, ожидая заказ, рассматривал буклет и не заметил выставку на стенах, потом поднял голову на официанта и спросил: «Какие прекрасные работы, где же можно их увидеть?»
Спустя год работы галереи, мне позвонила та самая подруга и сказала: «Знаешь, я решила продать кафе, но ты можешь продолжать делать выставки с другими владельцами». Оказалось, новые арендаторы — люди искусства, молодая пара, девушка Наталья была директором американского аукционного дома Park West Gallery, парень Артем — музыкант. Ребята решили осесть в Минске и выкупили это пространство. Я снова загорелся и еще 2 года делал выставочные проекты.
Выставка Антона Дорошевича в Art Morzhe / 2018
O проекте Stop Motion
Сделать выставку мне предложили кураторы Юлия Протас и Александра Добродеева. За две недели до открытия они пришли в мою мастерскую и обнаружили работы разных периодов. Правильно говорят, что художник всю жизнь рисует одну и ту же картинку, просто форма выражения разная.
Stop Motion — это выставка-инсталляция, интерактивная экспозиция с, прежде всего, участием самого зрителя. Здесь я обращаю внимание на проблему фрагментарности восприятия и важности осознания своей целостности. Пространство галереи «Мастацтва» очерчено временным отрезком, начиная с фото инсталляции 1996 года «Я принесу тебе огонь», показанной в галерее современного искусства «6-я линия», фотографиями перформансов 1990 и 2016 годов, и заканчивая живописью «Пустого бассейна». Все это — отражение меня в пространстве галереи как одного целого, подразумевающего постоянное редактирование и изменение.
Хочу поблагодарить кураторов: именно они развернули бывший художественный салон в сторону галереи искусства. Им стал интересен сам художник, а не отдельные предметы для декорирования интерьеров. Это огромный шаг к прогрессу и доброй репутации (репутации галереи «Мастацтва», прим.).
Кирилл Хлопов — беларусский художник-живописец, живет и работает в Минске.
«Живопись — инструмент. Каждому человеку дается талант и способности, как инструмент к самосовершенствованию и познанию Истины. У меня — живопись мой инструмент в помощь узнать Правду о себе. Каждая картина — это личная история освобождений, oсвобождений от иллюзий», — рассказывает Кирилл.
Выставка живописи Кирилла Хлопова Stop motion проходит в «Галерее Мастацтва» с 6 по 26 сентября в рамках фестиваля Art-Minsk-2021.
Адрес: Проспект Независимости, 12
Время работы: пн-вс, 11.00-20.00
Вход на выставку свободный
Наталья Залозная — беларусская художница. С 2000 года живет и работает в Брюсселе (Бельгия).
Наталья родилась 23 мая 1960 года в Минске (Беларусь). В 1985 году окончила БГАИ. В 1997 году Наталья выиграла две стажировки в Европе при поддержке фондов KulturKontakt (Вена, Австрия) и Künstlerhaus Boswil (Швейцария).
В 2005 году ее работы были показаны на 51-й Венецианской биеннале. Она часто участвует в программах резиденций художников, таких как VI Международный симпозиум «Аланика», Владикавказ (Северная Осетия) в 2012 и «Художник-резидент Марк Ротко», Даугавпилс (Латвия) в 2013.
Искусство Натальи Залозной широко выставлялось. как в Европе, так и в США. Ее работы находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве (Россия) и Беларусском национальном музее в Минске (Беларусь), а также в значительном количестве частных коллекций по всему миру.
Игорь Тишин — беларусский художник-живописец, с 1999 года живет и работает в Бельгии.
Игорь Тишин родился в 1958 году. В 1978 году — окончил Минское художественное училище и в 1983 году получил степень в Беларусском государственном театрально-художественном институте в Минске. В 1997 выиграл стипендию Кантона Аргау, от образовательного центра «Дом художника» в Босвиле, Швейцария. В 2005 году принял участие в 51-м Венецианком Биенале (павилион Беларуси).
Сейчас работы художника находятся в Национальном художественном музее и музее современного искусства в Минске, в Музее современного искусства в Нью Джерси (США), в музее В.Мейерхольда в Пензе (Россия).
Приглашенный редакцией автор: Лиза Маслёнченко
Фотографии: Сергей Пушной
В материале использованы визуалы из личных архивов художника.
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Похожие материалы