Где-где? На пленэре! «Здесь никого нет» как часть пейзажа
Авторская колонка | КУРЬЕЗНАЯ КРИТИКА | 15.08.2022
Где-где? На пленэре! «Здесь никого нет» как часть пейзажа
Авторская колонка | КУРЬЕЗНАЯ КРИТИКА | 15.08.2022
В новом тексте из рубрики «Курьезная критика» Куратор Искусствоведов рассуждает о дихотомии присутствия-отсутствия человека в пейзажных мотивах в современной живописи Беларуси, вводит понятие «вертолетная оптика» и подчеркивает важность иного взгляда на традиционную пейзажную живопись.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Не так давно мне рассказали смешной анекдот про беларусского художника. Звучит он так: Плывет на лодке по реке беларусский художник. Спустя какое-то время он обнаруживает в лодке течь. Под ногами поднимается вода, в ней плавают кисти, ткань, то есть предметы, которыми теоретически возможно заделать течь. Однако художник поднимает кисти, достает холст и продолжает аккуратными мазками писать лежащий вниз по течению пейзаж. По его щеке скатывается слеза, срывается и падает, сливаясь воедино с водой под ногами.
Этот тонкий анекдот, как мне кажется, открывает двери к ряду вопросов, стоящих по углам в темной комнате. Попробуем схватить их руками и вынести на свет. Все эти вопросы так или иначе касаются дихотомии присутствие-отсутствие человека в пейзажных мотивах.
Не так давно мне рассказали смешной анекдот про беларусского художника. Звучит он так: Плывет на лодке по реке беларусский художник. Спустя какое-то время он обнаруживает в лодке течь. Под ногами поднимается вода, в ней плавают кисти, ткань, то есть предметы, которыми теоретически возможно заделать течь. Однако художник поднимает кисти, достает холст и продолжает аккуратными мазками писать лежащий вниз по течению пейзаж. По его щеке скатывается слеза, срывается и падает, сливаясь воедино с водой под ногами.
Этот тонкий анекдот, как мне кажется, открывает двери к ряду вопросов, стоящих по углам в темной комнате. Попробуем схватить их руками и вынести на свет. Все эти вопросы так или иначе касаются дихотомии присутствие-отсутствие человека в пейзажных мотивах.
Шидловкая Ольга — «Пейзаж» / Источник: artcenter.by
Человека нет, потому что его никогда не было? Своего рода ретроспективный взгляд, наполненный мыслями об самоочищении, изгнании. В этом контексте природа предстает как материнский дом (мать-природа), из которого человек отправляется в самостоятельное плавание, ищет себя. Если вспомнить известное «где родился…», вторая часть ставится под сомнение и представляется туманной. Противоположной точкой в этой ветви суждения становится тема отсутствия всего человеческого как ощущение апокалиптических настроений (нельзя забывать о Чернобыльской катастрофе, которая во многих работах оставляет и по сей день отпечаток отчуждения, природа остается один на один с ужасом человеческой ошибки). В этом смысле пейзаж будто предупреждает, что грядут большие волны новых отчуждений, новые катастрофы или тяжелые времена, когда единственным и возможным путем для существования становится путь к бегству или поиску укрытий. Природа становится убежищем, своеобразной кенгуровой сумкой. Здесь мы пишем об этом не в прямом значении, ведь о бегстве иногда говорят как о попытках спрятаться внутри себя. В этом плане интересным становится обращение к пейзажу как к метафоре зеркала. Посмотреть на природу как открыться себе внутреннему, избавленному всех наносных элементов повседневной суеты.
Баева Света — «Красное и синее смещение» / Источник: artcenter.by
Они есть, но вышли из «кадра»? В контексте этого представляется процесс смещения оптики в сторону слабой различимости человеческого. К примеру, можно говорить об «вертолетной оптике» — будто все, что существует в визуальном оформлении пространств, существует для просмотра с большой высоты, когда люди превращаются в небольшие точки или вовсе исчезают. Этот тезис соотносится со способом формирования ландшафтного дизайна в городах. Не существует точек просмотра больших цветочных инсталляций с земли, с позиции прямостоящего наблюдателя. Есть только некий «высокий» и его взгляд. Геометрические узоры, лозунги, цветочные мотивы украшают землю и в своей монументальности отсылают к такому способу созерцания. Продолжением этой линии становится существование еще более далекой (метафоричной) точки зрения — некого Божественного взгляда. «Природа избавлена от присутствия людей и плодов цивилизации. Художник дает простор для Духа Божьего…» — как пишет исследователь творчества И. Бархаткова Ленина Миронова. Художник в этом случае нацеливается к диалогу с бесконечностью, открывает портал в трансцендентное.
Вот-вот появятся? Этот вопрос стоит особняком, так как часто природа в полотнах беларусских художников заряжается потенцией к изменениям. Из-за холма, подернутого дымкой, может кто-то появиться, а в окошке будто бы заброшенного домика у леса задребезжит огонек. Однако здесь важно говорить об определенном уровне усложнения. Сейчас попытаемся описать его. Если в природном мотиве и появляется человек, то он в ту же секунду начинает диктовать некий контекст, время, событие. Пейзаж в одночасье становится политическим. Это накладывает ряд вопросов к роли и позиции художника, часто стремящегося не запятнать себя участием в социально-политических событиях. Быть поодаль, наблюдать со стороны, как наблюдать со стороны на ветви деревьев, шевелящиеся от легкого дуновения ветерка. Роль мудрого наблюдателя исключает соучастие, ведь время идет и нужно дать ему дорогу. Поэтому для беларусской пейзажной школы характерен высокий возраст художников, одновременно несущий с собой опыт, традицию, а, с другой стороны, говорящий о неформально сложившейся линии поведения, позволяющей выжить даже в самые трудные времена.
Фотомонтаж. На фотографии изображена подлинная картина И. Бархаткова, купленная Приорбанком в 2014 году.
Фотография работы (в процессе) И. Бархаткова над картиной (Fb художника).
Подводя черту под нашими короткими рассуждениями, хочется отметить, что при определенной сюжетной простоте пейзажных мотивов, их романтической настроенности, в работах часто заложен большой потенциал. Ведь нельзя рубить с плеча, убеждая себя и окружающих, что пейзаж пуст и безлюден — в этой опустошенности есть разговор с прошлым, загадки для нынешних поколений и некий запрос в будущее!
С уважением и бесконечным восхищением, ваш К.И.
Куратор Искусствоведов — исследователь визуальной культуры современной Беларуси. Особый интерес проявляет к природным мотивам, живописи, считает, что беларусское искусство самое передовое. Защитил диссертацию по переходным состояниям в пейзажной живописи современной Беларуси.
Образование:
Беларусский государственный университет культуры и искусств — культуролог-менеджер;
ИПНК НАН Беларуси — магистр искусствоведения.
Контакты:
Instagram
Приглашенный редакцией автор, фотографии: Куратор Искуствоведов
Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.
Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Похожие материалы